77 грн за 100 км: особенности украинских платных дорог
Комментарии: 0
Photo by form PxHere
Эксперты говорят, что из всех вариантов Украина выбрала самый «интересный». Но не для себя, а для инвесторов, которых по-прежнему нет.
Тема платных дорог в Украине муссируется не первый год: закон, разрешающий передавать дороги общего пользования инвесторам для строительства и эксплуатации, был принят Верховной Радой еще в 2018-м.
Правда, заявление Владимира Зеленского годичной давности о том, что украинцы пока к платным дорогам не готовы ни морально, ни материально, всех на время успокоило. Как оказалось, успокоились мы рано.
Телевизионный сюжет о том, что в правительстве не отказались от этой идеи и уже даже разработаны соответствующие дорожные указатели (у нас, как всегда, начинают с самого главного!), не на шутку взбудоражил украинских автомобилистов. А предполагаемая цена — 77 грн за 100 км пока несуществующих дорог — накалила эмоции до предела.
Авторы идеи по привычке ссылаются на европейский опыт — мол, в Польше 100 км по платной дороге обойдется в 3 доллара, а во Франции — вообще в 10!
Честно говоря, все эти сравнения с Европой и наши ответы «европейским интеграторам» уже похожи на какую-то игру, кто кого возьмет измором.
В сотый раз повторяем: не надо нам «делать Европу» в расходах — ценах, тарифах и стоимости платных дорог. Начините с доходов, а расходы потом подтянутся сами!
Но дело не только в сюжете. Еще в марте в Мининфраструктуры сообщили, что переходят к новому этапу и готовы начать переговоры с международными финансовыми организациями. А согласно графику ключевых этапов программы «ДПП» (державно-приватного партнерства у дорожній галузі) сейчас полным ходом идет разработка документации, и уже осенью начнут приглашать инвесторов для участия в конкурсах. Так что все идет по плану.
И вишенка на торте: несмотря на то что нам все время говорили о строительстве новых дорог, на самом деле речь идет о реконструкции шести уже существующих: Харьков – Днепр — Запорожье, Борисполь — Полтава, Херсон — Николаев, Киев – Житомир — Ровно, Ягодин – Ковель — Луцк, Днепр — Кривой Рог — Николаев.
То есть инвесторам передадут дороги, построенные в свое время на бюджетные — иначе говоря, наши с вами — деньги. Потом они устроят нам на этих дорогах небольшой ад на несколько лет, и при этом нас же заставят заплатить за эти уже «наши» дороги еще раз, причем по европейскому ценнику.
О том, что у нас снова пошло не так, «КП в Украине» побеседовала с транспортным экспертом Василием Шевченко.
— Василий, если изначально нам говорили о новых дорогах, то теперь выясняется, что будут ремонтировать старые. А после сообщения о том, что дорожные знаки уже сделали, но инвесторов не нашли, начинают терзать смутные сомнения насчет того, что состоятся даже ремонты…
— Дело в том, что концессия (договор, заключаемый государством с частной компанией на эксплуатацию госсобственности. — Авт.) имеет разные виды. Украина, по всей видимости, выбрала самый «интересный» для инвесторов: взять готовые дороги, сделать их платными, сразу же начать на них зарабатывать, а уже потом их, возможно, начать ремонтировать. А возможно, и нет. Вот такие особенности украинского подхода. Не исключено, что никаких инвесторов не будет вообще.
— Почему взяли именно эти шесть дорог?
— Возможно, потому, что там самый большой трафик. Прикинули, что на них можно будет быстрее всего заработать. А слоган о том, что эти дороги соединяют восток и запад, думаю, был придуман в процессе — изначально такой задачи не было.
— Нам в очередной раз говорят о «европейском опыте». Это у каких стран есть такой опыт?
— В Европе я таких примеров не знаю. В Германии платных дорог нет, если не считать платные въезды в центральные части отдельных городов. Во Франции и Италии — есть, но их сначала строили как объездные, а уже потом новые скоростные магистрали сделали платными.
Кстати, это тоже важный момент: в Европе платными являются не просто дороги, а именно магистрали. У нас магистралей нет вообще: наши дороги не рассчитаны на нынешнюю нагрузку, у них нет фундамента, они построены по нормативам прошлого столетия, когда нагрузки на дороги были совсем другими.
«Взять то, что есть, и сделать его платным» — это не европейский подход, а вариант для самых бедных стран, где люди стремятся заработать на ровном месте, ничего не вкладывая.
— Вас не удивила цена, которую попытались сделать европейской? Или тот момент, что и цена, и дорожные указатели появляются раньше самих дорог?
— Никаких экономических обоснований для этой цены нет. Она с таким же успехом могла быть 55, 66, 88 или 99 грн. Возможно, 77 грн выглядит наиболее красиво. Но в целом здесь все гармонично: цена была взята «с потолка», и оттуда же был взят весь подход к этому вопросу в целом.
— Честно говоря, даже с точки зрения обывателя нынешний подход власти к платным дорогам выглядит неадекватно. Возможно, хотели как лучше, но просто не знали, с чего начать?
— Да здесь не надо изобретать велосипед: все очевидно и об этом говорилось не один год. Если уж так сильно хотелось еще собрать денег, то в таком формате — взять существующие трассы и заставить за них платить автомобилистов — дороги вполне могут эксплуатироваться государством. Никакой «инвестор»-посредник для этого не нужен.
А инвесторам надо дать другие направления, и здесь тоже по большому счету не надо ничего придумывать. Есть европейские транспортные коридоры, по которым движутся грузы, они упираются в нашу границу, и нам нужно построить их продолжение — например, дорогу Львов — Краковец. По этому принципу, кстати, строили платные дорогие в Восточной Европе.
О дороге Львов — Краковец говорили много, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Инвесторов не нашлось, желающих ремонтировать наши дороги тоже не оказалось, и в итоге возникли вот такие «проекты», которые в итоге оказываются даже хуже, чем «ничего».
|