Бирюзовые компании: работающая идея или дань моде — Новости экономики

Бирюзовые компании: работающая идея или дань моде - Новости экономики

Фото: Thinkstock

Термин «бирюзовые организации» активно применяется в последние несколько лет. В 2014 году автор книги «Открывая организации будущего» Фредерик Лалу «ранжировал» компании в зависимости от уровня развития организаций. Самый высокий уровень он обозначил бирюзовым цветом. Teal-организации (с англ. — «бирюзовые») отличаются в первую очередь самоуправлением, целостностью и эволюционными целями.

По мнению основателя компании Performance Managment Сергея Сарояна, рассуждая об очередном новомодном термине, важно не испытывать какого-то чрезмерного оптимизма.

— Подобные модные идеи, которые преподносятся как панацея от всех проблем, появляются довольно часто и, как правило, представляют основной интерес для теоретиков, — отметил эксперт в комментарии «КП» в Украине». — Тем временем, практики, желающие применить новые трендовые идеи, зачастую обжигаются и возвращаются к выверенным временем подходам — четко прописанным процессам и жесткой дисциплине.

По словам Сарояна, о том, что надо ориентироваться на клиента и давать своим работникам больше свободы действий, говорят уже давно. Мол, чем интереснее сотрудникам будет работать, тем более высокие результаты он будет показывать. Но, рассуждает эксперт, любой человек, который провел хоть сколько-нибудь времени в коллективе, понимает, что полностью полагаться на энтузиазм и волю работников — это чрезмерно оптимистичных подход. Ведь далеко не все обладают должным уровнем самодисциплины  и самоорганизации, не говоря о том, что талант генерировать стоящие идеи тоже присутствует не у всех. Большинство людей просто хочет просидеть в офисе положенное время, не переработать и получить зарплату. Это не хорошо и не плохо — это просто факт.

— Приведу банальный пример, — продолжает эксперт. – Представьте, что каждый работник McDonald’s самостоятельно принимает решения по бургерам, исходя из своих собственных умозаключений. В этом случае клиенты крайне редко получали бы продукт привычного состава и качества, а сама компания вряд ли смогла бы добиться сегодняшних результатов. Подобные идеи в какой-то мере могут подойти небольшим фирмам, которые имеют дело с небольшим количеством клиентов: крафтовой бургерной (если мы продолжаем тему общепита), IT-разработчикам, маркетологам, дизайнерам и т.д.

Но, говорит эксперт, проблема в том, что к подобным подходам обращаются предприниматели желающие расширить свой бизнес, а в этом случае вовлечение в процесс всех работников и ослабление контроля может только навредить.

По мнению Сарояна, в любой компании есть группа людей, которые напрямую влияют на бизнес, и именно на них стоит делать основной упор в принятии решений. Именно их стоит вовремя выслушать и принять их мысли к сведению. Говоря в общем, компании нужен лидер, а все сотрудники должны действовать в рамках единой стратегии и бороться за клиентов сообща.​

Источник