Что происходило со “Стиролом” за 8 лет оккупации Горловки. История упадка химического гиганта

Без концерна “Стирол” непредставима Горловка. Химический гигант еще в далеком 1933 году — тогда он именовался Горловским азотно-туковым заводом — начал выпуск аммиака. Во время Второй мировой войны — в октября 1941-го — предприятие эвакуировали на Урал. И уже после войны завод вернулся в родную Горловку, наращивал обороты и стал градообразующим. Основная продукция — аммиак, карбамид, селитры и карбамидо-аммиачная смесь.

Сейчас же — во время российско-украинской войны — концерн остановлен и приходит в упадок. 3 ноября в медиа и социальных сетях появились фотографии административного здания “Стирола” после обстрела. До этого публиковались фото, как некоторые цеха разбирают на металл. 

Что происходило со “Стиролом” за 8 лет оккупации — в обзоре Gorlovka.ua.

Эра Янковского 

 

В памяти многих горловчан “Стирол” связан с именем Николая Янковского. 24 года он возглавлял крупнейшее химическое предприятие. Один из немногих химик в стране, награжденный званием Герой Украины.   Янковский сам гордился, когда его называли “красный директор”.  “Я отношусь к «красным директорам», так исторически сложилось. Наш стиль – доверяй и проверяй. Дело не в том, что не доверяешь человеку, просто надо контролировать процесс и ситуацию. Так нас воспитывали”, — признавался он в интервью Gorlovka.ua.

Долларовый миллионер, участник списков Forbes, народный депутат нескольких созывов. Входил в круг лиц, у которых был доступ до президента-беглеца Виктора Януковича. 

Янковский с 2005 года искал покупателя на свой промышленный актив — из-за роста цен на газ. Перед владельцем "Стирола" стояла дилемма: или вложиться в реконструкцию цехов, найти замену дорожающему природному газ, или продать предприятие тому, кому газ достается почти за бесценок из-а близости к российскому Газпрому. Покупатель нашелся через пять лет — в 2010-м.  Холдинг Ostchem Group украинского олигарха Дмитрия Фирташа, для которого цена на газ не была проблемой. 

Уже тогда аналитик инвестгруппы “ТАСК” Вячеслав Иванишин  заявлял, что покупка “Стирола” структурами, связанными с Д.Фирташем, является положительным фактором для развития предприятия в связи с “доступом структур Д.Фирташа к российскому природному газу”.

Янковский отрицал, что продажа “Стирола” Фирташу проходила под давлением. “Мне часто задают вопросы: не было ли давления? Я давно объяснил, что сам пришел и предложил”, — комментировал он. 

После продажи концерна у Янковского в управлении осталась компания “Стиролбиофарм”, которая специализировалась на производстве медикаментов. После 2014 года Янковский ни разу не появлялся в Горловке. По данным Gorlovka.ua, он проживает сейчас в США. 

Эра Фирташа

 

Эра Фирташа для Горловки и "Стирола" начиналась эффектно. Местным журналистам он запомнился тем, что на совещания прилетал на вертолетах и обещал вкладывать средства в ремонт городской инфраструктуры. 

Весь промышленный комплекс и многокилометровая территория концерна “Стирол” нуждалась в реконструкции. Это стало очевидным для всех в 2013 году (в том числе и нового владельца — Дмитрия Фирташа), когда на предприятии произошла авария и погибли люди.

На аммиачном заводе №1 произошла разгерметизация трубопровода жидкого аммиака. Шесть  человек погибли на месте от удушающих паров отравляющего вещества,более 20 доставлены в больницу, их состояние оценивалось от очень тяжелого до средней и легкой степени тяжести. Тогда на Gorlovka.ua мы посвятили этому чрезвычайному происшествию спецтему “Черный вторник для "Стирола": авария, ее жертвы и последствия” (с материалами можно ознакомиться по ссылке).

После этого Дмитрий Фирташ решил не экономить на "Стироле и в модернизацию аммиачного завода вложил 100 миллионов гривен. А в  октябре 2013-го после реконструкции открыли “жемчужину Горловки” — культурно-спортивный коммерческий центр «Стирол» OSTHEM. Стоимость ремонтных работ составила более 50 миллионов гривен. И КСКЦ стал одной из лучших концертных площадок в Донецкой области. 

Эра "ДНР"

 

“Русская весна” 2014 года и оккупация Горловки поставили на паузу работу предприятия. Тот год концерн "Стирол" закончил с убытком 12,7 млрд гривен.

Начиная с 2014-го только ленивый в руководстве самопровозглашенной  "республики" не говорил о планах восстановления предприятия. В 2016 году владелец концерн Дмитрий Фирташ заявил: "даже, если там нам приставят пистолет ко лбу", завод не запустить в считанные мгновения”. В то время сотрудников “Стирола” переманивали переезжать в Татарстан, где открывали аналогичное производство. 

При этом, сам концерн был “национализирован ДНР” только в 2017-м году. с 1 марта с.г. “В ПАО «концерн Стирол» введено внешнее государственное управление без изменения права собственности и было создано Государственное Предприятие «Стирол», — говорилось в заявлении “самопровозглашенных” властей “ДНР”. Но заявлялось о невозможности запустить основное аммиачное производство из-за близости фронта и возможных обстрелов. 

"Стирол стоит. Из 14 тысяч сотрудников, которые работали до войны, сейчас работают там 2 тысячи. Это люди, которые поддерживают предприятие", — заявлял “глава администрации Горловки” Иван Приходько.  Он же ранее говорил, что аммиака на предприятии не осталось. «Во время ведения боевых действий нахождение аммиака в зоне боёв запрещено категорически. Одно попадание — и накроет пол Украины. Достанет и до России, будут поражена и Ростовская область, и половина Краснодарского края. Поэтому аммиак был полностью слит — его перегнали по трубам в Одессу. Теперь аммиака на «Стироле» нет», — подчеркнул Приходько.

Еще ранее директор департамента по управлению персоналом и социальным вопросам концерна «Стирол» Юрий Закаблук заявлял, что “основным условием для пуска производства является отход боевых действий примерно на 100 км от города. Если мы начнем выпуск аммиака и заполним хранилища, то при попадании снарядов в завод может произойти экологическая катастрофа. При этом она коснется не только нашего региона – может захватить и Харьковскую область, тут как подует ветер”. 

Тогда же он обрисовал идеальную ситуацию, при которой возможен запуск предприятия. “Даже если сейчас дадут нам природный газ, то все равно остается проблема с электроэнергией. Мы питаемся от Углегорской ТЭС, которая, будем говорить, на той стороне. При благоприятных условиях срок запуска будет не менее 8-ми месяцев – должны собраться люди и завод должен принять среды (вода, электроэнергия и т.д.). Но когда уже запустимся, тогда уже давайте нам вагоны и цистерны! Месторасположение у предприятия хорошее – мы врезаны в трубопровод «Трансаммиак», по которому можем подавать продукцию».

В 2018 году “главари республики” анонсировали восстановление предпрития. Для этого провели большую рекламную компанию.По всем телеканалам, которые подконтрольны «ДНР», показывали сюжеты о восстановлении концерна. Но дальше слов ничего не сдвинулось. Перед сотрудниками, которые поддерживали концерн, только накапливались долги по зарплате. 

После 2019 года ситуация на “Стироле” только ухудшилась. Часть территории и цехов отдали на разграбление криминалитету, который резал металл и вывозил его в Россию. Как вот в этом случае, который удалось зафиксировать на видео: демонтаж рабочей эстакады и изопентанового трубопровода.

Уже никто в “ДНР” не скрывает, что не в силах восстановить работу предприятия и его территория превращается в место для разграбления. Огромный и бесхозный концерн.

Из-за ужесточения боевых действий после полномасштабного вторжения России в Украину и расположения военных баз россиян в Калининском районе Горловке (где находится и "Стирол") увеличилось количество случаев, когда территория концерна или местность вблизи нее оказывается под обстрелом.

Фактически "Стирол" сейчас выглядит как "спусковой крючок". Его территорию могут использовать российские военные для обстрела укранских позиций вблизи Бахмута или Торецка, вынуждая украинскую армию на "ответку".  Могут "Стирол" обстрелять сами россияне, но обвинить в этом Украину, чтобы вызвать информационную экскалацию. 

Джерело

Новости Украины