Дело Коболева: начнут ли увольнять руководителей убыточных госпредприятий
Комментарии: 2
Владислав Мусиенко / УНИАН
Формальной причиной смены руководства «Нафтогаза» стали многомиллиардные убытки компании.
Главным событием этой недели стала рокировка на посту руководителя НАК «Нафтогаз Украины» — Андрея Коболева сменил его «заклятый друг» Юрий Витренко. Правда, мало кто обратил внимание, что уволен был Андрей Коболев за то, что компания получила убыток в 19 млрд грн, тогда как планировалась прибыль на уровне 11 млрд грн. То есть, торгуя газом, себестоимость добычи которого в разы ниже конечной цены, компания умудрилась получить убытки.
Однако на доходах руководства это не отразилось, наоборот, они получили в два раза больше, чем в прибыльном 2019 году. «КП» в Украине» разбиралась, почему зарплаты руководства госкомпаний оторваны от их финансовых результатов и можно ли это как-то изменить.
«Нафтогаз»: феномен прибыли и убытков
Как мы уже сказали выше, в 2020 году НАК «Нафтогаз Украины» получил 19 млрд грн убытков, тогда как в 2019 году тот же «Нафтогаз» получил 63 млрд грн прибыли. Эксперты говорят, что такая огромная прибыль по итогам позапрошлого года у НАК — это результат выплаты от «Газпрома» по итогам разбирательств в Стокгольмском арбитраже — Россия тогда проиграла Украине около 2,4 млрд долларов.
То есть если вычесть эти деньги, то прибыльность «Нафтогаза» окажется не такой уж и большой. Более того, некоторые эксперты отмечают манипулятивность отчетов НАК.
— Финансовый отчет «Нафтогаза» выглядит как финансовая манипуляция, — говорит экономист Даниил Монин. — В этом документе можно получить любой финансовый результат, просто подведя определенные показатели под нужные цифры. В данном случае в 2019 году разделение «Нафтогаза» и газотранспортной системы по отчетности добавило прибыли «Нафтогазу» в размере 60 млрд грн. А в 2020 году из-за резервирования сомнительных долгов НАК нарастил убытки на 32 млрд грн.
Между тем на доходах руководства «Нафтогаза» финансовый результат компании отражается мало. Так, в «убыточном» 2020 году на заработную плату и текущие премии ведущему управленческому персоналу было потрачено 671,58 млн грн, а в «прибыльном» 2019 году — 343,224 млн грн. То есть премии выросли в два раза!
Засекреченная «Укрзалізниця»
Еще одной «красной тряпкой» для быка выглядит в глазах населения «Укрзалізниця». Государственный монополист регулярно повышает цены на билеты, качество обслуживания от этого не улучшается, а перевозчик снова декларирует убытки.
Прошлый год «Укрзалізниця» закончила с чистым убытком 11,9 млрд грн. Тогда как годом ранее она получила прибыль почти в 3 млрд грн. Результаты в УЗ списывают на карантинные ограничения. Согласно сообщению перевозчика, карантин имел значительное влияние на уровень экономической активности предприятий «Укрзалізниці», в частности временно прекращались железнодорожные пассажирские перевозки по всем видам сообщения. И это объективный фактор — количество перевозок безусловно упало.
Но вот на зарплатах топ-менеджмента и наблюдательного совета это вряд ли отразилось. Почему вряд ли? А потому что в УЗ засекретили доходы своего наблюдательного совета. Как заявила депутат Юлия Гришина, в набсовете «Укрзалізниці» отказались раскрывать данные о том, сколько денег они получают за работу, даже когда соответствующий запрос направила Временная следственная комиссия, которую создала Верховная Рада.
«Знаете ли вы, какую зарплату получают члены правления и наблюдательного совета за миллиардные убытки «Укрзалізниці»? В рамках проверки эффективности деятельности набсовета и правления мы направили соответствующий запрос. В ответ услышали, что информация — конфиденциальная. И не может разглашаться даже народным депутатам», — написала Гришина.
Но все-таки сделать вывод о том, что члены наблюдательного совета даже в кризис не бедствуют, можно из декларации бывшего журналиста, а нынче члена этого самого наблюдательного совета акционерного общества «Укрзалізниця» Сергея Лещенко. В апреле он задекларировал 332 063 грн вознаграждения за работу в качестве члена набсовета. И с начала 2021 года Лещенко получил 1,328 млн грн гонораров. В прошлом году в УЗ он получил гонораров на 2,5 млн грн. У других шести членов набсовета доходы, скорее всего, еще выше. По крайней мере, за тот период, за который есть данные (с 1 сентября 2018-го по 30 апреля 2020 года), заработная плата главы набсовета АО УЗ Шевки Аджунера составила 13,833 млн грн. Получается, в среднем в месяц — 690 тыс. грн.
Мы так много внимания уделяем наблюдательному совету, потому что железнодорожный госмонополист до сих пор работает без руководителя. Сейчас и.о. главы УЗ является член правления компании Иван Юрик.
«Укрпочта»: прибыль благодаря кризису
А вот «Укрпочте» коронакризис пошел на пользу. По итогам прошлого года чистая прибыль составила 184,5 млн грн. Оно и понятно: люди, сидя дома, больше заказывали онлайн, а доставка товаров осуществлялась в том числе и через «Укрпочту».
Правда, и тут не обошлось без скандалов. Например, Кабмин требовал от «Укрпочты» доставлять деньги пенсионерам, а в компании говорили, что тариф, который им за это платит правительство, убыточный и не покрывает их затрат.
Кстати, в первом квартале текущего года «Укрпочта» ожидает убыток около 128 млн грн. В компании такие потери связывают с повышением минимальной зарплаты в стране — это увеличивает ключевую (70%) статью расходов предприятия на фонд оплаты труда.
В компании добавили, что не могут компенсировать рост затрат изменением себестоимости услуг или повышением тарифов, поскольку в «Укрпочте» такие изменения регулируются государством — например, стоимость отправки писем и бандеролей остаются на уровне 2020 года.
Как видите, и тут у компании прибыльность чередуется с убытками. Зато зарплата руководителя Игоря Смелянского привязана к минимальной и составляет 200 минималок. То есть в месяц — 1,2 млн грн до вычета налогов. Правда, по его словам, его могут и оштрафовать за нарушения.
|
Оставлять или увольнять
Получается, зарплаты топ-менеджеров и членов наблюдательных советов госкомпаний мало зависят от их финансовых результатов. И как изменить ситуацию? Мнения экспертов расходятся. Одни говорят, что без высоких зарплат ситуация будет еще хуже, другие же считают, что топам нужно установить чуть ли не минимальную зарплату, а премии выдавать только в зависимости от финансового результата.
— У наших госпредприятий нет стратегии развития, и никто в стране, кроме топ-менеджеров этих компаний, не ощущает улучшения уровня жизни в результате высоких доходов или убытков этих предприятий, — говорит экономист Алексей Кущ. — А высокие зарплаты чиновников и менеджеров госкомпаний совершенно не способствовали снижению уровня коррупции.
За рубежом зачастую ограничивают доходы топ-менеджеров, исходя из формулы, где учитывается минимальная зарплата в компании. Например, правительство Франции решило ограничить размер зарплаты руководителей государственных компаний. Лимит в 20 раз будет превышать минимальный оклад в компании, это коснется и уже действующих контрактов.
В некоторых странах идут дальше — ограничивают доходы топов и в частных компаниях. Так, в Израиле зарплаты высокопоставленных сотрудников финансовых учреждений теперь не смогут превышать $658 тысяч в год, либо превышать зарплату самого низкооплачиваемого сотрудника более чем в 35 раз. На доходы, которые будут выходить за указанные рамки, накладывают дополнительные налоги.
Как видите, варианты стимулировать руководство госкомпаний работать лучше и эффективнее есть. Но почему-то правительство вместо того, чтобы вводить такие механизмы, просто меняет одних топ-менеджеров на других. Как будто от этого что-то может существенно измениться.
. Вроде выгодно, но есть нюанс