Денег на пенсии не будет уже через 15 лет: верить ли словам премьера?
Комментарии: 5
Фото: Александра Прилепы / УНИАН
Денис Шмыгаль заявил, что нынешняя солидарная система не сможет содержать пенсионеров уже в самое ближайшее время. Так ли это и чем чревато – «КП» в Украине» разбиралась с политологами и экономистами.
Власть в очередной раз огорчила украинцев. Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что уже через 15 лет из-за демографической ситуации в стране выплачивать пенсии в рамках нынешней пенсионной системы будет невозможно. Когда такие заявления делают эксперты, народ смотрит на них скептически, мол, нас и не таким пугали. Но когда подобные непопулярные вещи говорит представитель власти, которая выиграла выборы с лозунгом «конец эпохи бедности», то мы начинаем прозревать и осознавать, насколько же плохи дела с финансами у чиновников на самом деле. Но, может, не все так ужасно? Что на самом деле имел в виду премьер? И что нас ждет в ближайшие годы?
Что сказал премьер
Свое неоднозначное заявление премьер-министр Денис Шмыгаль сделал во время недавней лекции во Львовской политехнике. По его словам, Украина не сможет выплачивать пенсии украинцам через 15 лет, так как количество работоспособного населения уменьшается.
— Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом… Украина как часть старой Европы не воссоздает свое население… Это обычная математика и экономическая демография, — заявил Шмыгаль.
Поэтому необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Еще один вид пенсионных отчислений хотят ввести в 2021 году.
«Каждый из нас должен подумать о своей пенсии смолоду», — резюмировал Денис Шмыгаль.
Как видите, ничего нового премьер не сказал. О том, что гражданам, которым сейчас меньше 40-45 лет, уже не стоит рассчитывать на выход на пенсию в 60 лет, эксперты говорили давно. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
И то, что на данный момент Украина входит в топ-15 стран мира с самыми высокими темпами сокращения численности населения, тоже известно. По данным ООН, к 2050-му году население нашей страны сократится на 28%, при этом удельный вес жителей старше 60 лет вырастет с нынешних 23 до 32%.
Другой вопрос, что слышать такое от премьера, который обещал создать полмиллиона рабочих мест и повысить всем зарплаты и пенсии, не совсем логично.
— Премьер-министр не может делать заявления о том, что через 15 лет пенсий не будет, — говорит политолог Руслан Бортник. – Такие слова уже сейчас демотивируют молодых людей платить налоги. При этом власть должна делать все, чтобы такого не случилось. Но вместо этого решили просто напугать народ.
Другими словами, премьер должен был бы представить какую-то альтернативную программу, а не предлагать людям самим задуматься о накоплении денег на старость.
Очередной пробный шар
Стоит отметить, что это уже не первая попытка власти прощупать почву относительно изменения нынешней пенсионной системы. Несмотря на то что сейчас каждый год происходит повышение страхового стажа, этого чиновникам кажется недостаточно.
Так, еще зимой глава комитета парламента по вопросам социальной политики Галина Третьякова призвала повышать пенсионный возраст ежегодно на 1 месяц. При этом она признала, что при нынешних механизмах повышения пенсионного возраста на нормальные выплаты может рассчитывать меньше половины населения.
— Есть исследование Всемирного банка, — сказала Третьякова. — В нем говорится о том, что в 2030 году при параметрах нынешней солидарной системы у нас пенсию по формуле будут получать 40% граждан. Все остальные будут получать минимальную пенсию.
Более того, в Министерстве социальной политики подсчитали, что в 2028-м только 55% выполнят требования по стажу для выхода на пенсию в 60 лет. Остальные будут работать до 63 и 65 лет. Фактически количество украинцев пенсионного возраста, но без пенсий будет расти с каждым годом. Подробнее об этом читайте здесь.
А совсем недавно она же предложила работать до 70 лет, чтобы получать более высокую пенсию.
Как видите, власть пока не выбрала механизма изменения ныне действующей пенсионной системы и забрасывает в народ так называемые пробные шары, пытаясь понять, какой механизм будет менее болезненно восприниматься. Какой из них выберут в итоге, неизвестно, но то, что пенсионная система будет меняться, тут и к гадалке ходить не нужно.
Гибридная система
Впрочем, демографическая проблема – это не только беда Украины. Во всех развитых странах население стареет. Эксперты говорят, что в мире существуют две основные модели повышения пенсионного возраста для населения.
— В развитых странах, где растет продолжительность жизни населения, растет и их экономически активный период жизни, — говорит экономист Алексей Кущ. – В этих странах применяют метод повышения пенсионного возраста. Там человек вполне может работать до 65-70 лет. За счет высоких медицинских стандартов население там не только может дольше жить, но и работать, сохраняя здоровье. Важным моментом является тот факт, что в этих странах существенная доля экономики является белой. В развивающихся странах, к которым относится Украина, чаще применяют другой подход – повышение требований к страховому стажу. Это делается для того, чтобы заставить людей работать в официальном секторе – платить налоги и делать отчисления в Пенсионный фонд. Если применять модель повышения пенсионного возраста, как в развитых странах, это будет стимулировать работников уходить в тень, поскольку перспектива выхода на пенсию будет для них все более туманной. Ведь многие из них понимают, что с уровнем нашей медицины просто не доживут до 70 лет. В Украине же власть пытается создать гибрид этих двух механизмов – чиновники хотят повышать пенсионный возраст и одновременно уже сейчас увеличиваются требования к страховому стажу.
В нынешней ситуации, по словам эксперта, молодежи проще уехать на заработки в Европу, работать там легально и через 10-15 лет заработать себе минимальную пенсию в 500 евро, чем надеяться на милость украинского государства.
При этом вводить накопительную часть пенсионной системы, по словам экономистов, безусловно нужно. Но для этого нужно решить ряд задач.
— Надежность накопительной пенсионной системы определяется двумя базовыми факторами — высоким уровнем ответственности за сохранность средств вкладчиков и наличием надежных активов для минимизации инфляционных и курсовых рисков их обесценивания, — поясняет Алексей Кущ. — То есть нужно ответить на два вопроса: куда будем вкладывать деньги будущих пенсионеров и какая ответственность ждет тех, кто будет делать это неэффективно.
По его словам, в стране должны появиться инструменты долгосрочного инвестирования. Это может быть фондовый рынок, недвижимость. Иначе придется инвестировать в зарубежные ценные бумаги, то есть «подымать» экономику США или скупать государственные ОВГЗ в надежде на то, что государство заплатит.
В Украине, по словам экономиста, можно было бы вкладывать деньги пенсионных фондов в землю, которую будут на протяжении долгих лет сдавать в аренду иностранцам. Что касается ответственности распорядителей пенсионных средств, то тут Алексей Кущ предлагает применить чилийский опыт, где за растрату средств пенсионных фондов ответственность несут не только сами виновники, но и их дети, и даже внуки.
— Без всего указанного выше население будет воспринимать новый пенсионный сбор как очередную попытку государства залезть в личный карман населения и бизнеса, — говорит Кущ. – Подобные гибридные налоги вводятся у нас не первый раз – уже был военный сбор, который не шел на оборону, а со временем, возможно, появится и пенсионный сбор, который не будет существенно влиять на размер пенсии.