До первой звезды | Новости Энергодара

Незаметно пролетела осень, и вот уже декабрь на пороге, а, значит, скоро Рождественские дни. Что, кроме покупок, подарков, заготовок для праздничного стола, мы можем сделать, чтобы праздник Рождества для нас состоялся? Чтобы мы ощутили радость не только гастрономическую, но и душевную? Ведь за это мы и любим праздники, и по этой причине готовимся к ним. А тут еще и пост начинается. Как все увязать между собой, как приготовиться? С этими вопросами мы обращаемся к настоятелю Свято-Богоявленского храма Энергодара протоиерею Василию Броде.
— Батюшка, православных укоряют, что слишком уж много у них постных дней. И вот сегодня опять начался пост.
— Да, сегодня начался последний в году многодневный пост, посвященный подготовке к светлому дню Рождества Христова. Заканчивался ветхий год, заканчивалась ветхая эпоха, начиналось новое время, новая эра. Это событие произошло две тысячи двадцать два года назад. Ровно столько веков мы живем со Христом, отсчитывая начало новой эры от дня Его рождения и именуя это событие высоким слогом — Рождество Христово.
К этому значимому для всего человечества дню надо подготовиться, иначе он будет просто днем календаря, а человек так и не поймет: почему все так радуются, почему этот день называют светлым и с чем друг друга поздравляют?
— Это так. Уже в магазинах появляются предложения, начинают звучать призывы покупать подарки и радовать близких и друзей. Но во имя чего?
— Да, создается шум, суета, в которой легко забыть, кто же родился и почему этому надо радоваться больше, чем своему дню рождения.
— А почему, в самом деле?
— В Символе веры есть слова об Иисусе Христе и Его рождении: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Христос пришел в мир в теле и образе человека, чтобы Его видели и слышали, как одного из равных, чтобы люди услышали и поняли, зачем Он пришел. Он сделал это, чтобы принести людям освобождение от греха и соединить разорванную духовную связь творения с Богом-Творцом. Мир после Его прихода и Его жертвы изменился, в мир пришла Божественная Любовь. Другое дело, как к этому относятся люди – ценят или игнорируют, — но Христос сделал все, чтобы научить и показать Своей жизнью путь спасения. Вот этому и радуются те, кто понял, что Свет пришел в мир, что родился Бог, что Он всегда с нами, и теперь ничего не страшно, потому что Он всегда рядом.
— А просто этого понимания недостаточно? Зачем нужен еще и пост?
— Представьте: какой может быть праздник в грязном доме, с больным и одиноким хозяином, с долгами, с пустыми карманами, с отвратительной погодой? Если в такой дом зайдут поздравить соседи, то человек сочтет их сумасшедшими. Он подумает, что над ним издеваются. Если же в доме чисто, полная чаша, радость, любящая семья и ярко за окном светит солнце, то празднование будет уместным. Я говорю о душе человека. Пост дает нам возможность чуть отодвинуть повседневность, проверить настоящее состояние своей бессмертной души и попробовать позаботиться о ней так же, как мы заботимся о своем бренном теле, как заботимся о чистоте в доме.
— Ну да. Моя подруга как-то сказала, что если бы мы молились столько же времени, сколько едим, уже бы мир переменился к лучшему.
— Сам по себе праздник нас не изменит, нас может изменить только правильная подготовка к нему – наше покаяние, наша перемена от злого к доброму.
— А когда был установлен этот пост? Это давняя или недавняя традиция?
— Установление Рождественского поста относится к древним временам христианства. В творениях святого Амвросия Медиоланского, блаженного Августина он упоминается уже с четвертого века нашей эры. В пятом веке Лев Великий писал о древности Рождественского поста. Сначала он длился у одних христиан семь дней, у других – больше. На соборе 1166 года, который был при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней. Он всегда начинается в один и тот же день – 28 ноября, и заканчивается 7 января. Ну, и так, как заговенье на пост приходится всегда в день памяти апостола Филиппа – 27 ноября, то этот пост называют еще и Филипповым.
— Тему о том, что можно есть и чего нельзя в этот пост, мы никак не обойдем. Для тех, кто привык поститься, это не вопрос, а для тех, кто только размышляет над такой возможностью – это целый стресс.
— Да, вместе с гонениями на церковь и веру у нас были утрачены многие семейные традиции. Ведь как было просто принять ребенку то, чем жила его семья. Пришел пост: закрываются увеселения, отец привозит воз рыбы, мама готовит постную еду, семья ходит в храм и читает дома Евангелие. Ничего этого в нашей современной жизни уже нет. Желающему пройти достойно пост приходится прилагать немалые усилия в борьбе с разными соблазнами, косыми взглядами, неодобрением близких. Но пусть он один – он все равно воин. Кто не выходит на битву, не может рассчитывать на победу и ее плоды.
Цель воздержания в пище – укротить плоть, потому что тело не должно управлять человеком, не должно требовать выполнять всех его прихотей. Святые отцы-подвижники оставили нам жесткие, но точные слова: «Дай кровь и прими дух». Если не приложишь усилия в борьбе с плотью, тело победит дух.
Об этом интересно писал святой Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе»: « Удивительная вещь – сколько мы ни хлопочем о своем здоровье, как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаний ни едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько не отгуливаемся на свежем воздухе, а, в конце концов, подвергаемся болезням и тлению. Святые же, презиравшие плоть, обессмертили и душу и плоть свою. Их тела благоухают и цветут как при жизни, так и по смерти. Удивительное дело: мы, созидая, разрушаем свое тело, а они, разрушая, созидали; мы, обливая его благоуханиями, не избегаем смрада его, а они, не заботясь о благоухании тела, а о том, чтобы душа была благоуханием для Бога, — облагоухали свои тела».
Вместе с тем, поститься надо благоразумно, рассудительно, помня мудрое изречение святых отцов, что «мы не телоубийцы, а страстоубийцы».

— И давайте вернемся к пище: что можно есть и что нельзя?

— Нужно исключить пищу животного происхождения: мясо, яйца, молочные продукты. А в общем, Рождественский пост можно разделить на три периода. Первые три недели, до 19 декабря – дня памяти Николая Чудотворца, пост относительно нестрогий. В понедельник, среду, пятницу едим пищу с почтительным маслом, во вторник, четверг, субботу, воскресенье можно есть рыбу. Следующие две недели рыба только в субботу и воскресенье, а последние пять дней – это дни строгого поста. Подробно о пище на каждый день можно смотреть в церковном календаре, сейчас это доступно всем.
Накануне великого праздника есть и особый день – Рождественский сочельник. По благочестивой традиции многие христиане в этот день не садятся за стол до появления первой звезды на небе. Так вспоминается явление чудесной Вифлеемской звезды, которая привела волхвов к яслям родившегося Богомладенца.
— Пост для кого-то может быть вреден?
— То, что пост вреден, могут говорить только те люди, которые сами не постятся. А те, кто соблюдают посты, по личному опыту знают, какую пользу он несет в себе и душе и телу, а главное – делу спасения. Также человек может обсудить послабления в посте со своим священником в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья.
— А что еще, кроме поста, нужно делать в дни подготовки к Рождеству?
— Главное, это обратить внимание на состояние своей души, усилить молитву и увеличить количество добрых дел. Приведу небольшой список, а читатель может выбрать из него нужное для себя, учитывая все обстоятельства своей жизни.
Самое важное – посещать церковные богослужения. Если у кого-то в течение года не хватало времени исповедаться и причаститься, то дни поста – это самое благоприятное время.
В эти дни надо постараться примириться со всеми, больше времени проводить с семьей, не забывать о родителях, бабушках и дедушках. Если есть дети – уделить им больше настоящего внимания, гулять с ними, заниматься спортом, интересоваться их внутренней жизнью.
Если есть для этого силы, можно поухаживать за больными. Это всегда приносит душе мир и необыкновенное тепло.
Надо найти время и для чтения Евангелия, святых отцов, хорошей художественной литературы. Телевизор нужно на время поста выключить и завесить, чтобы страсти мира не проникали в душу и не отвлекали от главного.
Паломничество по храмам и монастырям сейчас затруднительно, но можно посетить ближайшие храмы, помолиться на богослужении и поклониться святыням.
И еще одно: можно использовать это благоприятное время на борьбу хотя бы с одной вредной привычкой. А таковые есть у нас всех. Можно посоветоваться со священником и начать эту битву. Сорок дней – отличный период времени для этого.
— И в конце беседы, как всегда, Ваше пожелание читателю.
— Возлюбленные во Христе братья и сестры! Итак, нас ждет путь, который многим из нас принесет радость и открытия. Не будем огорчаться, если что-то не получается, если время от времени мы будем сбиваться с намеченной дороги. Будем упорны и настойчивы в своем движении к обновлению души, и Господь обязательно поможет.

Подготовила Ирина Горбатюк

 

Источник

Новости Украины