Girl.PRO: Лидия Троцюк о пути в UX-дизайн, секретах успешной удаленной работы, уроках выгорания и творчестве, которое становится профессией

Лидия Троцюк сотрудничает с днепровским офисом IT-компании ЕРАМ больше года. Она стала первым User Experience (сокращено — UX) дизайнером в локации, а сейчас уже развивает экспертизу и растит команду специалистов. Сколько творчества в этой профессии по мнению магистра графического дизайна, как совмещать работу с зарубежными клиентами и обучение коллег премудростям живописи, чему научило профессиональное выгорание и как настроить работу из дома так, чтобы результат был не хуже, чем в офисе?

Об этом и другом Лидия Троцюк рассказывает в эксклюзивном интервью для спецпроекта Girl.PRO. 

Лучшие практики фриланса для организации удаленной работы 

С 16 марта мы всей командой ЕРАМ Ukraine работаем в удаленном режиме. Я и многие другие были к этому готовы. Тех, кому нынешний карантин дал первый опыт дистанционной работы, в нашей сфере очень мало. Думаю, 2020 – время, когда практический каждый IT-специалист попробовал силы на фрилансе. У меня было немало таких периодов до ЕРАМ. В то время мне удавалось работать из дома, из коворкингов и кофеен. В какой-то момент казалось, что я могу быть продуктивной где угодно, ведь человек привыкает к среде.  

Однако со временем я поняла, что дом – мое лучшее, самое комфортное место для работы. Потому, даже вернувшись к офисному режиму, я спроектировала рабочий уголок в своей квартире. Продумала его до мелочей (например, под столом у меня – шесть розеток).  

Есть расхожее мнение, что творческим людям сложно себя организовать и быть продуктивными без постороннего контроля. Но, я считаю, что если творчество стало профессией, то человек уже научился самоорганизовываться, направлять его в конструктивное русло. Когда-то я прочитала, что писатели ставят себе четкий план: за этот день я напишу две главы, в них раскрою эту и эту тему. Сначала очень удивилась, а потом поняла, что творческая составляющая – это лишь 10% от общего объема работы. Все остальное – навыки, опыт, самодисциплина. Со временем творческий человек понимает, что даже если у него плохое настроение, муза не пришла, он все равно сделает определенный объем работы в указанный срок. Этому как раз хорошо учит фриланс, работа на себя. Чаще всего у меня не возникает проблем с самодисциплиной, скорее наоборот приходится бороться с гиперответсвенностью. (улыбается – ред.). Но если продуктивность – больная зона для творческого человека, ему стоит поработать на себя. Будет полезно.  

А мой опыт фриланса помог выработать для себя такие секреты и лайфхаки успешной работы из дома:

·       Отдельное рабочее место. Оно должно быть удобным и комфортным, в идеале – в отдельной комнате или обособленной части помещения. В его организацию, вероятно, потребуется вложить время и деньги. Но это обязательный пункт в моем списке;

·       Стабильное интернет-соединение. И запасной вариант, если с основным каналом будет что-то не так;

·       Договоренность с семьей. Чтобы продуктивность не снижалась и отвлекающих факторов было меньше, стоит обсудить с домашними личные границы в часы работы;

·       Ритуалы для настроя. У каждого они могут быть разными (например, заварить чашку кофе, поставить или наоборот отключить фоновую музыку). Главная их цель – отделить личное пространство от рабочего и настроить на продуктивный лад;

·       Контроль своей нагрузки. У некоторых self-менеджмент включается только в момент переступания порога офиса. Однако в условиях работы из дома необходимы другие варианты для активации продуктивности. Используйте свою рабочую зону строго для работы, а не для развлечений. Если вы наоборот склонны перерабатывать дома, не забывайте вовремя обедать и завершать рабочий день в срок.  

Польза профессионального выгорания 

Выгорание – простой и даже естественный процесс, у всех он происходит приблизительно одинаково. Сначала человек много на себя берет, делает успехи и гордится собой, а потом в какой-то момент все резко заканчивается. Вроде бы ничего хорошего нельзя сказать о выгорании, но в нем кроется такой важный урок, усвоив который человек перестает считать себя исключением и по-настоящему осознает ограничения своего тела и ума.

Мы часто делаем одну и ту же ошибку: смотрим на людей, которыми восхищаемся, и пытаемся угнаться за ними, но не за кем-то конкретным, а за всеми сразу.

Вот и выходит, что мы мним себя супер-людьми, вместо того, чтобы проходить свой уникальный жизненный путь в своем темпе.

Лично меня выгорание научило быть «троечницей». Осознание, что лучше быть неидеальной, поддерживая все важные сферы жизни по чуть-чуть, чем отличницей только в одной из них – самое полезное, из того, что произошло в тот период.

Рабочий день UX-дизайнера 

Прежде всего надо сказать, что User Experience дизайн – это не про рисование, а про проектирование опыта пользователя с помощью визуальных средств, среди которых могут быть в том числе и иллюстрации. У каждой картинки есть цель, ведь мы хотим добиться определенного прогнозируемого поведения пользователя. UX-дизайнер проектирует путь юзера и учитывает не только интерфейс, но и окружение, разные точки соприкосновения человека с продуктом, сервисы, связанные с вашим решением. Это комплексная, интересная, аналитическая работа.  

В больших проектных командах User Experience дизайнеры чаще всего работают в одиночку (другие специалисты – это инженеры по разработке ПО, тестировщики, бизнес-аналитики, системные инженеры и прочие). Но на прошлом проекте мне повезло: я плотно взаимодействовала с командой дизайнеров на стороне клиента, в Штатах.  

Мой типичный рабочий день на крупном проекте выглядел примерно так: утром проходила короткая встреча с командой разработки, где мы обсуждали, что было сделано накануне, и синхронизировали планы. После я общалась с руководителем front-end разработки проекта, бизнес-аналитиком и SCRUM-мастером, мы обсуждали прогресс и реализацию моих макетов, искали компромиссы и приходили к согласию между собой. После я посвящала время непосредственной работе над дизайном и созданием сценариев для UX-тестирования (это, кстати, очень интересный процесс. Мы не просто создаем макеты и процесс, но проверяем его на реальных пользователях, чтобы потом адаптировать и сделать максимально удобным для них). К нашему вечеру, когда в Штатах только начинался рабочий день, мы общались с представителями заказчика и командой дизайнеров на стороне клиента.  

Параллельно с проектной работой вот уже больше года мы развиваем дизайн-подразделение. Я стала первым UX-дизайнером в ЕРАМ Днепр, теперь у меня есть небольшая команда. Мы очень внимательно подбирали ребят, искали таланты. Сейчас я их ментор, мы очень разные, у нас непохожий опыт и база знаний, но мне нравится это, мы дополняем друг друга.  

Я уверена, что в команде важна атмосфера. Дизайн – конкурентная среда, здесь, как правило, не очень охотно делятся знаниями, а в ЕРАМ все открыто. Мы тесно сотрудничаем с коллегами из харьковского и других офисов компании. Стоит задать вопрос, попросить помощи – отзовутся сразу несколько профессионалов. Если есть такая поддержка, взаимопомощь, обмен знаниями – это помогает расти. Я стараюсь создать такую же атмосферу с днепровскими коллегами, потому мы подбирали не просто хороших специалистов, а людей доброжелательных, эмпатичных, с которыми приятно работать.

Ведь знать все невозможно (хотя когда-то я сама думала, что должна быть умнее всех). Лучше иметь профессиональное сообщество, комьюнити, которое может поддержать и помочь при необходимости.  

Много ли во всем перечисленном творчества? Не очень на первый взгляд. Но много коммуникации, аналитики, эмпатии – ведь важно чувствовать, понимать даже совсем не похожих на тебя людей. И все равно во всем этом я нахожу творчество. Только не такое, которое с кисточкой в руках. (улыбается – ред.) 

Путь дизайнера 

Я с детства любила рисовать. Училась в Запорожской гимназии искусств №25 на художественном отделении (все предметы – как в обыкновенной школе, но по вечерам есть дополнительные занятия).

Конечно, я не сразу хотела стать дизайнером, думала, что, возможно, буду художником. Но в Украине это не считается настоящей профессией.

Если бы я родилась в Чикаго, например, то, наверное, могла бы писать картины и выставлять их в галереях. Но у нас направления арт-критики и коммерческого искусства только зарождаются, ценообразование очень плавающее. Почти все известные украинские художники развиваются и зарабатывают за границей пока.  

В конце 9 класса я услышала, что в Запорожском электро-техническом колледже открыли отделение дизайна. Конкурс был немаленький – 6 человек на место. Для поступления надо было пройти серьезные экзамены, рисовать натюрморт, гипсовые фигуры и так далее. Но я поступила и 4 года провела за мольбертом, изучая основы рисования, проектирования и всего того, чем занимается графический дизайнер. После колледжа продолжила обучение графическому дизайну в Харьковской академии дизайна и искусств, но уже заочно, совмещая его с работой. Академическое образование было полезным. Цветоведение, композиция, проектирование, основы типографики — это база. Но для реальной работы большинству выпускников надо было доучиваться.  

Например, когда я закончила колледж, знакомые ребята пригласили меня на работу в маленькую студию веб-дизайна. Мне было интересно это направление, но я училась всему в процессе. Конечно, тогда интерфейсы еще не были такими сложными, как сейчас, мы с коллегами пытались сделать красивую картинку для сайтов-визиток. Но со временем мое портфолио росло, я стала больше понимать в веб-дизайне. В какой-то момент профессия начала усложняться, стала уже не про картинки. Появились UI и UX-дизайнеры (первые создают интерфейсы, вторые – проектируют опыт пользователей).  

Думаю, мой прошлый опыт работы и художественное образование – не самый распространённый сценарий среди UX-дизайнеров. Обычно мои коллеги – технари с более творческим взглядом (улыбается – ред.). Это сложная, но очень интересная профессия.  

Творчество с кисточкой (и мольбертом) 

Мне порой не хватает одиночества. Я устаю от коммуникации и радуюсь, когда у меня есть большой объем работы, не надо ни с кем синхронизироваться, можно просто сидеть и делать ее. Но есть такой момент: работа UX-дизайнера не материальна. Ее нельзя ощутить тактильно, соприкоснуться с ней. Я много лет рисовала и сейчас это помогает мне «заземлиться». Неожиданно для себя полюбила акварель (в детстве она мне не нравилась): ведь это что-то настоящее, ты управляешь водой – и пытаешься договориться с ней. Остаешься наедине с процессом.  

Отчасти из этой нехватки «тактильного» творчества родились курсы акварели для коллег из днепровского офиса ЕРАМ. У меня давно есть потребность делиться знаниями, была когда-то своя маленькая художественная студия. Есть определенная магия в том, чтобы показать: рисованию можно научиться, а акварель – это не так сложно. Ты работаешь с водой и она ведет себя на бумаге так, как ей вздумается. Если хочешь чтобы рисунок вышел живой, по-настоящему красивый, надо довериться стихии воды. Так акварель учит принимать мир таким, какой он есть.   

Главный совет 

У меня нет одного конкретного совета, есть набор идей, ощущений, которые мне хотелось бы поделиться. Например, выбирай интересную жизнь и вкладывайся в разные ее сферы. Старайся соблюдать баланс и стремиться к гармонии.  

Будь добрее к себе. Доверяй себе. Доверяй тому человеку, которым ты был, когда принимал решения в прошлом.  

Соревнуйся сам с собой, не копируя чужой опыт и чужие мечты.  

Будь готов к ошибкам и к новым взлетам, и, возможно, к новым разочарованиям. Просто продолжай движение в любом темпе, честно и скромно принимая обстоятельства вокруг, и действуй в своих границах. Делись, учись и учи. Будь благодарен.  

Поступок, за который ты собой гордишься 

Когда-то я заблудилась во Вьетнаме на мопеде без телефона и денег. Горжусь, что не растерялась и сама нашла дорогу домой. Это был мой первый подобный опыт, я могла бы запаниковать, но не поддалась этому импульсу.

Самое главное достижение 

Я занимаюсь тем, что мне нравится. Это не всегда было легко. И еще я работаю относительно по профессии. 

Кто тебя вдохновляет 

Я очень люблю читать, вдохновляюсь разными историями. Меня вдохновляет мое окружение. У меня в жизни почти не было конкретных кумиров, но меня вдохновляют мои хобби.  

Твое хобби 

Мне нравится рисовать и учить. В том числе дизайну: я преподавала его в коммерческих школах. Мне нравится плавать, заниматься йогой и спортом. Я люблю художественную литературу, классику. Мне нравится читать о прошлом, о временах, которые ушли, но во многом были похожими на то, что нас окружает сейчас. Еще недавно я увлеклась психологией. Она помогает понимать себя и окружающих, осознавать мотивы разных действий, замечать, в чем мы уникальны, а в чем – просто набор похожих жизненных опытов. Философия мне тоже нравится.

Социальная сеть – это благо или зло 

Благо больше, чем зло. Это возможность реально и быстро влиять на мир и быть услышанным.

Любимая книга 

Сейчас, кажется, модно читать бизнес-литературу, а я люблю классику. «Три товарища» Ремарка, книги Толстого. Из последних, которые я прочитала и впечатлилась – «Краткая история человечества» Юваля Ноя Харари. Он не просто разложил историю по полочкам, но сделал свои выводы, передал эмоции, прожил ее.

Любимый фильм 

«Достучаться до небес».

Автор материала: Ксений Бай

Источник

Новости Украины