Вскоре после того, как Китай начал свои масштабные военные учения в воздушном пространстве и морских акваториях вокруг Тайваня, он обрушился с резкой критикой на человека, который, по их мнению, спровоцировал эти действия – Уильяма Лая, нового президента острова.
Хор осуждения со стороны государственных СМИ
От государственного телеканала CCTV и редакционных страниц влиятельной Global Times до официального представителя Министерства иностранных дел – осуждение президента Лая было недвусмысленно жестким и безапелляционным.
- Global Times уже окрестила его «высокомерным» и «безрассудным».
- CCTV написала, что он «наверняка будет пригвожден к столпу позора в истории», раскритиковав за «продажу теории двух наций».
- Также прозвучало предупреждение, что если Лай и его Демократическая прогрессивная партия «будут упорствовать на своем обреченном пути независимости Тайваня, они в конечном итоге потерпят крах и сгорят».
Камень преткновения – употребление слова «Китай»
Предполагаемое преступление президента Лая заключается в том, что в своей инаугурационной речи в понедельник он использовал слово «Китай» для описания материкового Китая. Пекин утверждает, что таким образом г-н Лай раскрыл свое истинное мнение о том, что Тайвань – это не Китай, а две разные страны, что является признанием его «сепаратистской» идеологии.
Для стороннего наблюдателя все это может показаться абсурдным. Но на протяжении десятилетий Пекин и Тайбэй избегали конкретных формулировок, определяющих, что такое Китай и является ли Тайвань его частью. Даже бывший президент Цай Инвэнь была осторожна, называя Китай эвфемистическими терминами вроде «другая сторона пролива» или «пекинские власти».
Разногласия среди ученых
Некоторые ученые на Тайване считают, что такие формулировки важны и что г-н Лай пересек опасную черту своей речью. Другие полагают, что ненависть Пекина к нему уже высечена в камне, а его выступление стало лишь риторическим оправданием для последнего раунда запугивания и давления.
Тем не менее, большинство согласны с тем, что это не меняет основного факта: Си Цзиньпин стремится к тому, чтобы Китай контролировал Тайвань, а народ Тайваня категорически против подобного сценария.