Кабмин «развенчал мифы» о бюджете. И сделал только хуже
Комментарии: 0
Фото УНИАН
В правительстве решили объяснить, насколько их проект главного финансового документа хорош, а все критики не правы. Думали, как лучше, а получилось — как всегда.
Завтра, 20 октября Верховная Рада должна была голосовать за законопроект о Госбюджете на 2021 год. Но сегодня, 19 октября, на согласовательном совете глава ВР Дмитрий Разумков заявил, что рассмотреть главный финансовый документ страны смогут не раньше 3 ноября, после того, как ВР вернется к работе после местных выборов. Он сообщил, что по техническим причинам и документ еще не готов, и нардепы не ознакомимли, и комитет не принял соответствующее решение. В общем, отложили.
А ведь накануне так готовились! В Кабмине даже решили бороться с критиками проекта бюджета на 2021 год при помощи соцсетей. Так, на официальной странице правительства в Facebook появилась интересная информация «10 мифов проекта госбюджета 2021 года», в которой чиновники пытаются опровергнуть обвинения. Вместе с экспертами мы проанализировали некоторые из этих «развенчаний мифов» и в очередной раз убедились, что чиновники продолжают нами манипулировать.
О субсидиях
Первым мифом в правительстве назвали сокращение объема субсидий. В бюджете на следующий год предусмотрено 36,6 млрд грн на помощь населению. А госбюджет на 2020 год предусматривал выделение на выплату субсидий 39,330 млрд грн. То есть сокращение таки есть. Но чиновники называют это мифом и говорят, что профинансируют субсидии в полном объеме. Объясняют это тем, что цены на газ снизились, а значит, и субсидий населению нужно меньше.
Частично это правда. Действительно, сейчас тарифы на газ ниже, чем они были в начале прошлого отопительного сезона. Однако какими они будут зимой, не знает никто. Во-вторых, мы уже несколько раз писали, что правительство изменило принципы расчета субсидий на новый отопительный сезон, и люди будут платить больше относительно их доходов.
Например, в этом отопительном сезоне выплачиваемая субсидия будет учитываться в общем доходе субсидианта. Также в доход учитывают льготы, которые получает человек по услугам ЖКХ. Таким образом, сумма доходов существенно вырастет за счет новых правил подсчета, а значит, сумма начисленной субсидии уменьшится.
Кроме того, после окончания карантина, а пока он продлен только до 31 декабря 2020 года, будет увеличен размер обязательного платежа. Раньше он был 15%, но весной правительство увеличило его до 20%, но сделало отсрочку внедрения этого новшества до окончания карантина.
Также теперь иметь большую официально задокументированную семью для субсидиантов стало невыгодно. Список тех лиц, которые входят в состав семьи вне зависимости от места их пребывания, расширили: муж, жена, родные и усыновленные дети до 18 лет, дети, которые не состоят в браке и учатся на дневном стационаре в возрасте до 23 лет. Это означает, если дети, к примеру, получают зарплату или стипендию, но при этом живут в другом городе (или стране), их доход все равно будет учитываться в общий семейный, и это уменьшает шансы на получение субсидии.
В общем, как видите, размеры субсидий по отношению к их доходу для многих действительно могут сократиться.
О налогах
В правительстве говорят, что ставки налогов и сборов в Украине не вырастут, но налогов удастся собрать существенно больше. Дополнительные 92 млрд грн хотят получить за счет закрытия «схем» по минимизации налогов. Вскользь упоминается о росте налогов для населения и малого бизнеса, но всего лишь на уровень минимальной зарплаты, к которым они привязаны.
Однако именно рост минимальной зарплаты эксперты называют квазифискальным инструментом давления на мелкий и средний бизнес. Смотрите: минимальная зарплата на 1 января этого года составляла 4723 грн, а 1 января 2021 года она составит 6000 грн. Т о есть вырастет на 27%. С 1 июля она же вырастет до 6500 грн, или на 37%. Такой резкий рост минималки потянет за собой и рост налогов с малого и среднего бизнеса. По словам экономиста Даниила Монина, малому бизнесу придется сложнее всего. Если экономика вырастет на 15%, то налоги, которые им придется платить, вырастут минимум на 25%.
Для простых людей повышение минимальной зарплаты означает и рост налога на «лишние квадратные метры». Согласно нынешнему законодательству, налог на недвижимость платится за излишки площади. Гражданам нужно платить за все квадраты, которые превышают льготную норму, то есть:
квартиры площадью более 60 квадратных метров,
жилые дома более 120 «квадратов».
Размер налога на недвижимость привязан к размеру минимальной зарплаты на 1 января каждого года. То есть, если минималка повысится на 27%, на столько же повысится и налог на излишки площади.
Более подробно о том, к чему приведет повышение минимальной зарплаты, читайтездесь.
О дефиците бюджета и печатном станке
Также в правительстве опровергают тот факт, что в бюджет заложен слишком большой дефицит бюджета – на уровне 6%. Чиновники говорят, что такой же дефицит будет, например, у Польши. Однако это не отменяет тот факт, что дефицит существенный, и расплачиваться за него придется или запуском печатного станка, или же накапливая новые долги.
При этом правительство планирует одалживать у МВФ и других международных доноров, а те в свою очередь не спешат на помощь Украине, особенно в свете последних скандалов в НБУ и откате ряда реформ. В следующем годув правительстве планируют привлечь около 3 млрд долларов от размещения евробондов. Финансирование бюджета от МВФ и других МФО ожидается в размере 43,2 млрд грн ($1,5 млрд), от приватизации — 6 млрд грн.
— Ситуацию осложняют далеко не безоблачные отношения с МВФ, — говорит экономист Дмитрий Боярчук. — А без поддержки МВФ — своеобразного индикатора, который показывает, насколько можно доверять стране, — значительно усложнится доступ к финансированию от других институциональных инвесторов. Впрочем, пандемия внесла коррективы и в сотрудничество с МВФ. Возможно, фонд будет более лояльным к промахам власти.
Около 80% заимствований Минфин хочет провести на внутреннем рынке. И тут одним из рисков может стать низкий спрос со стороны банков и инвесторов. В этом случае возможна попытка включить печатный станок. Чем это обернется для гривны, можно только предположить.
Экономист Алексей Кущ говорит, что привлечение столь масштабных заимствований на внутреннем рынке возможно исключительно в условиях запуска гибридной эмиссии, когда НБУ будет рефинансировать банки на срок до пяти лет, а те вложат полученный ресурс в ОВГЗ.
О математике и манипуляции цифрами
Ну и напоследок хочется остановиться на том, как чиновники пытаются оправдать увеличение расходов на себя любимых. Во время представления проекта бюджета в парламенте оппозиция заявила, что правительство увеличивает свое финансирование почти на 200 млн грн. На 2 млрд грн больше может получить Офис генпрокурора, а Государственному управлению делами (ДУС) хотят увеличить финансирование на 700 млн грн. В правительстве говорят, что расходы вырастут не так уж и сильно.
— Проектом бюджета предусмотрено 0,63% расходов на Офис президента, парламент и правительство, — говорится на кабминовском слайде. – Таким образом, расходы на эти три органа госвласти остаются меньшими, чем они были в 2017-2019 годах. Если принять весь бюджет за 1 грн, то на ОПУ, СКМУ и ВРУ расходуется 0,3 копейки.
В этих трех предложениях заложено сразу несколько неточностей и манипуляций. Дело в том, что в Кабмине не посчитали раздуваемые расходы на госуправление делами (знаменитая ДУСя), которое ведает дачами, самолетами, автопарком и прочими «излишками» для президента и его приближенных. А там расходы растут на 700 млн грн. Об увеличении расходов на генпрокурора тоже решили умолчать.
Зато для того, чтобы показать ничтожность расходов на чиновников, приняли их равными 0,3 копейки от 1 гривны, за которую приняли весь бюджет. Хорошая метафора, если бы не фактическая ошибка. В первом предложении говорится о 0,63% расходов бюджета на чиновников, а потом эта цифра превращается в 0,3%, или 0,3 копейки от 1 гривны. Верить таким манипуляциям или нет, уважаемые читатели, решайте сами.
|