Как сделать покупки в Сети безопасными: 7 несложных советов
Комментарии: 1
Preis_King с сайта Pixabay
Ежедневно около 500 тысяч украинцев сталкиваются с киберпреступниками в интернете.
9 февраля мир, который все больше уходит в онлайн, отмечает День безопасного интернета. Сегодня смартфоны и ноутбуки стали нашими незаменимыми друзьями и партнерами по работе. Но, как и в каждой медали, здесь есть и обратная сторона: ежедневно около 500 тысяч украинцев сталкиваются с киберпреступниками в интернете. Используя «искусство обмана», только за 2020 год мошенники «заработали» 252 млн грн.
Злоумышленники, пытаясь завладеть нашими деньгами, используют целый арсенал инструментов. Они вызывают чувство вины или стыда, давят на жалость, выводят нас из равновесия, заставляют проявить жадность, пользуются нашей невнимательностью — словом, давя на определенные «кнопки», стараются усыпить нашу бдительность и обмануть.
Компания OLX объявила 2021-й «Годом безопасности» и назвала 10 принципов «онлайн-гигиены», которые помогут максимально повысить безопасность каждого из нас во время покупок-продаж в интернете.
1. Никогда не переходить по незнакомым ссылкам
Электронные письма с предложениями что-то купить, продать или скачать, наверное, приходили каждому. И, как правило, в этих сообщениях есть ссылка, на которую просят нажать. Несмотря на кажущуюся простоту и безопасность предлагаемого действия, делать этого не стоит.
Специалисты по безопасности напоминают: при переходе по ссылке есть большая вероятность заразить телефон или компьютер вирусом, причем его название в данном случае не имеет значения. Даже под видом известной программы хакер может предложить скачать обновление по ссылке, и, нажав на нее, пользователь скачает и установит себе на телефон или компьютер взломанное приложение.
Эксперты рекомендуют никогда не открывать ссылки из писем незнакомых отправителей, а еще лучше — сразу удалить такое электронное письмо и блокировать отправителя.
2. Тщательно проверить адрес сайта
Не проверив адрес, вы можете попасться на удочку мошенника, причем в самом прямом смысле слова. Фишинг (в переводе с англ. — рыбная ловля) — это вид интернет-мошенничества, который заключается в краже конфиденциальных данных, которые пользователь предоставляет добровольно. Для этого злоумышленники оперируют такими инструментами, как фишинговые сайты, e-mail рассылка, всплывающие окна и т.д.
Например, пользователь получает предложение зарегистрироваться для получения какой-либо выгоды, сделать покупку на сайте, подтвердить свои персональные данные якобы для банковских или коммерческих учреждений, клиентом которых он является. При этом мошенники маскируются под известные компании, приложения социальных сетей, сервисы электронной почты: адреса страниц и электронные адреса отправителя очень похожи на адреса знакомых пользователям компаний.
Мошенников интересуют персональные данные, которые дают доступ к деньгам, так что жертвами фишинга становятся как отдельные люди, так и финучреждения, электронные платежные системы, аукционы.
3. Остерегаться слишком низких цен на товар
Это правило работает и в офлайне, и в онлайне: слишком низкие цены могут говорить о продаже контрафактных, фальсифицированных или низкопробных товаров недобросовестными продавцами. Но при покупках в Сети есть дополнительные неприятные особенности.
Во-первых, подвох низкой цены может крыться в непомерно высокой цене за доставку.
Во-вторых, велика вероятность нарваться на фишинговый ресурс, цель которого, как говорилось выше, не продать товар, а собрать персональные данные, в том числе о картах и паролях при банковском онлайн-обслуживании.
4. Не доверять скриншотам оплаты
Мошенники создают фейковые скриншоты — от скринов переписки людей в соцсети до скринов оплаты — буквально за считаные секунды. Поэтому, если, например, покупатель в Сети утверждает, что перевел вам деньги за товар и в доказательство присылает скриншот оплаты, не торопитесь ему доверять и дождитесь подтверждения своего банка.
5. Держать в секрете свои платежные данные
Чтобы мошенники не смогли воспользоваться вашей платежной картой, ни в коем случае нельзя разглашать ее реквизиты. Единственная информация, которую можно называть в случае необходимости — это 16-значный номер карты. Это нужно сделать, к примеру, если вам на карту перечисляют деньги.
Ни в коем случае нельзя называть третьим лицам срок действия карты, секретный трехзначный код, указанный на ее обратной стороне, а также одноразовые пароли — коды подтверждения проведения операций.
6. Открыть отдельную интернет-карту для онлайн-шопинга
Виртуальная карта значительно уменьшает риски при покупках в Сети. Принцип действий очень прост: нужно класть на карту ровно столько средств, сколько вам необходимо для запланированной покупки, и сделать саму покупку как можно быстрее. В этом случае мошенники просто не смогут украсть ваши деньги.
Клиентам, у которых нет отдельной виртуальной карты, при расчете в Сети можно использовать и обычную карту — например, если операция разовая и срочная. Для этого нужно активировать интернет-расчеты, а, совершив платеж, снова закрыть эту возможность.
7. При возникновении подозрения действовать немедленно
Если у вас возникли подозрения в том, что вы общаетесь с мошенниками, пишите в службу поддержки платформы, которой вы пользуетесь.
Если вы случайно раскрыли данные платежной карты на подозрительном сайте — немедленно звоните в банк, которым была выдана ваша карта, и заблокируйте ее.
Если же вы все же стали жертвой мошенников и с вашего карточного счета списали деньги, немедленно обращайтесь в банк и пишите заявление в киберполицию.
: мошенники снимают деньги с карт даже без пин-кода