Косвенные методы налогового контроля: как в правительстве планируют добраться до “денег из тумбочек”

Косвенные методы налогового контроля: как в правительстве планируют добраться до "денег из тумбочек"

Косвенные методы налогового контроля: как в правительстве планируют добраться до “денег из тумбочек”
Комментарии: 2

НБУ

Предложение властей смогли оценить далеко не все: пока налоговая амнистия вызывает больше негатива, чем веры в светлое будущее.

Новые правила

О том, что в Кабмине разрабатываются новые правила контроля доходов и расходов украинцев, страна узнала, как водится, самым прогрессивным способом – из социальных сетей. О новом законопроекте на своей странице в Фейсбуке рассказал глава парламентского Комитета по вопросам финансовой, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

“При разработке законопроекта о налоговой амнистии мы использовали пример Аргентины, которая вывела из тени 117 млрд долларов, и пример Индонезии, которая вывела больше 350 млрд долларов, – написал Гетманцев. – Амнистии в этих странах проводились в то время, когда мы проводим ее в Украине – перед запуском автоматического международного обмена налоговой информацией. Ведь по результатам 2022-го мы будем знать обо всех средствах украинских налоговых резидентов, находящихся за рубежом”.

По словам главы комитета, Кабмин готовит внесение в парламент законопроекта о так называемых “косвенных” методах налогового контроля. Это означает, что налоговая будет интересоваться происхождением денег при приобретении ценного актива – тех же квартиры или машины. И если человек не сможет доказать легальность средств или показать декларацию об амнистии, ему придется платить налог с расходов.

Заплатит каждый

Поскольку документ пока находится в стадии разработки, конкретных методов косвенного контроля Гетманцев не указал. Но можно не сомневаться: пишут этот законопроект совсем не для того, чтобы уменьшить налоговое бремя, а совсем наоборот.

Если говорить простым языком, то после вступления в силу новых правил налоговая будет очень пристально следить за тем, чтобы расходы каждого налогоплательщика не превышали доходы. А обязанность доказать источник происхождения доходов полностью возлагается на каждого из нас.

К косвенным методам контроля может относиться любой способ определения достатка украинцев, за исключением официально указанного. Например:

отслеживание расходов на сумму, которая значительно отличается от официального дохода;

оценка имущественного состояния налогоплательщика – жилье, автомобили и т.п.;

обязательство продавцов сообщать о крупных покупках своих покупателей;

обязательство банков сообщать о клиентах, у которых переводы по счету значительно превышают подтвержденный доход.

О том, как будет работать “дозревающий” в недрах Кабмина закон, на своей странице в соцсети рассказал юрист Максим Могильницкий. В качестве примера он взял историю, до боли знакомую большинству украинцев: человек получает зарплату в конверте (не по своей воле, а потому что нет других вариантов), и при этом годами и даже десятилетиями копит на покупку собственной квартиры.

“И вот, когда вы готовы отдать продавцу заранее оговоренную сумму и обрести крышу над головой, в кадре появляется государство. “Откуда денежки?” – требовательно спрашивает оно. А вам, по большому счету, ответить нечего. Законность происхождения доказать не можете, а значит, придется раскошелиться. А налог тот, конечно же, зубастее, чем ставки, предложенные при амнистии”, – красочно описал ситуацию эксперт.

Кстати, напоминает юрист, все то же самое справедливо и в случае, если, например, молодожены в качестве подарка на свадьбу получили деньги от родителей.

Кому уже начинать волноваться?

Самое неприятное в истории с налоговой амнистией заключается в том, что в дураках опять остаются самые бедные. Ведь депутаты и чиновники у нас все поголовно большие везунчики: то в лотерею миллионы выиграют, то на биткоинах заработают. В общем, как говорится, “деньги к деньгам”.

Подавляющее же большинство украинцев таким везением похвастаться не могут, да и указать просто “выиграл в лотерею” не получится. В отличие от депутатов, нам этот выигрыш придется документально подтверждать.

Поэтому сильно раскошелиться придется трем основным категориям граждан: тем, кто официально получает “минималку”, самозанятым, которые имеют какие-то активы, и заробитчанам. Именно им в первую очередь и адресовано обращение властей воспользоваться возможностью амнистировать свои средства, которая появится уже с 1 сентября и продлится ровно год.

Амнистирование будет проходить не бесплатно – за все придется заплатить по установленным ставкам:

5% для валютных ценностей, размещенных на счетах в банках Украины, и других активов, находящихся (зарегистрированных) в Украине,

9% для валюты на банковских счетах и других активов, которые находятся за границей,

2,5% по ОВГЗ сроком не менее года, приобретенных в период с 01.01.2021 по 20.06.2022 до подачи декларации.

Есть еще один интересный нюанс. Механизм налоговой амнистии предполагает, что, например, денежные средства до 400 тыс. гривен декларировать не нужно. Но это вовсе не означает, что, если вы в перспективе будете покупать квартиру за “неподтвержденный” миллион, заплатить налог придется только с 600 тыс. грн. Дело в том, поясняют эксперты, что наличные денежные средства не могут быть объектом декларирования. Чтобы их учли 

Косвенные методы налогового контроля: как в правительстве планируют добраться до "денег из тумбочек"

Данное предложение “ударит” по трем категориям граждан, причем акцент делается именно на зарбитчанах. Фото: stevepb с сайта pixabay

при покупке той же квартиры, их нужно разместить в банке и задекларировать.

 

МНЕНИЕ “ЗА”

“Это пополнение казны и выход из тени”

– Пополнение бюджета через налоговую амнистию с точки зрения государства – отличный шаг, а попытка заинтересовать людей с помощью ОВГЗ формирует государству длинные деньги, – отметил в комментарии “КП в Украине” аналитик компании “Центр биржевых технологий” Максим Орыщак. – Плюсы данного решения состоят в пополнении госказны, выходе из тени, формировании спроса на ОВГЗ. Правда, есть риск роста миграции из-за несогласия с новыми правилами. А эффективность может оказаться довольно низкой из-за коррумпированности государства.

Что касается опыта других стран, то, говорит Орыщак, налоговые амнистии проводили самые разные страны. И этот опыт свидетельствует о том, что, кроме самого решения о налоговой амнистии, важны политические и бизнес-договоренности власти и тех, кто потенциально интересен для данного решения. Если такие кулуарные договоренности есть, то эксперимент оказывается успешным и госказна пополняется.

МНЕНИЕ “ПРОТИВ”

“Налоги должны быть адекватными и справедливыми”

– Ответ на вопрос “надо ли всем платить налоги?” кажется однозначным: конечно надо! – говорит аналитик Алексей Кущ. – А если завтра ставка налога будет 100%? Очевидно, что ответ уже не такой категоричный: налоги платить надо, но при этом они должны быть, как минимум, адекватными и социально справедливыми. На мой взгляд, нынешний алгоритм налоговой амнистии разработан неверно, и ключевая ошибка заключается в том, что “телега поставлена впереди лошади”.

По словам экономиста, перед тем как вводить косвенные методы, неплохо было бы снизить общее фискальное давление. Но мы этого не видим. Более того, мы даже не видим системной модели и не понимаем, какой фискальный маневр нас ожидает.

– Для разработки и эффективности налоговой амнистии надо выработать четкую последовательность действий, – говорит Кущ. – Для начала нужно определить равновесную “точку” налоговой нагрузки, которая бы удовлетворила и потребности бюджета, и развитие бизнеса, и интересы населения. И уже под эту “точку” разработать линейку основных прямых и косвенных налогов, и только потом провести амнистию теневых активов.

То есть, подытожил эксперт, устранять нужно исходную причину появления теневой экономики в Украине, которая появилась из-за того, что уровень фискальной нагрузки не дает бизнесу выжить. Далее следует объявить переходный период, чтобы бизнес адаптировался, и только после этого вводить очень жесткие меры регулирования и наказания за неуплату налогов.

Источник