Могло бы быть и хуже: как украинская экономика пережила 2020 год
Комментарии: 3
Чузавков Сергей / УНИАН
Несмотря на мировой кризис, ВВП упадет меньше, чем прогнозировали еще летом, а гривна показывает чудеса стабильности.
Кризисный 2020 год заканчивается. А значит, самое время подводить итоги. Сегодня мы решили поговорить о том, как чувствовала себя экономика страны в этом году и с какими показателями мы завершим 2020-й. Эксперты говорят, что экономический спад был обусловлен не только финансовым кризисом, но и просчетами курсовой политики прошлого правительства. «КП» в Украине» разбиралась, как Украина пережила кризисный 2020 год.
Американские горки
Если вспомнить прогнозы на 2020 год относительно роста отечественной экономики, то они напоминали аттракцион «американские горки». Осенью прошлого года правительство Алексея Гончарука (вы еще помните такого?) обещало обеспечить рост экономики на 40% за 5 лет. Еще тогда большинство экспертов сомневалось в том, что можно обеспечить увеличение ВВП ежегодно на 7%, но оптимизм новой власти был непреклонным.
К концу года он, правда, поубавился. В четвертом квартале рост ВВП сократился до 1,5%. Это никак не походило на обещания премьера, и уже тогда заговорили о возможной смене Кабмина.
В бюджет же закладывали два сценария развития экономики. Базовый — предполагал рост экономики на уровне 3,7% и инфляции 5,5%, но разработали и более оптимистичный сценарий. По второму варианту предполагается рост ВВП на уровне 4,8% и инфляции 5,8%.
Как вы понимаете, не сработал ни тот, ни другой сценарий – всему виной коронавирус, замедление мировой экономики и жесткий локдаун, который объявило уже правительство Дениса Шмыгаля. Последнему, кстати, не позавидуешь – он вступил в должность за несколько дней до того, как весь мир начал вводить жесткий карантин. Ему пришлось последовать примеру соседних стран.
В первом квартале 2020 года ВВП Украины упал на 6,5%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во втором – падение составило 11%. Связано это с почти полным параличом экономики в течение апреля и мая.
В тот момент многие аналитики впали в панику, и в середине лета в МВФ даже прогнозировали, что по итогам года украинская экономика упадет на 8,2%. Но катастрофы не произошло, даже несмотря на карантин выходного дня, который отобрал у национальной экономики около 0,2% ВВП. Общее падение ВВП по итогам года составит около 5%. Такую цифру ожидают как в правительстве, так в НБУ и Офисе президента.
— Думаю, что ВВП упадет на 5%, — заявил министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко. — А раньше мы ожидали 4,8%. И это в принципе близко к тому, что мы прогнозировали.
При этом он отметил, что окончательная цифра падения будет зависеть о того, будет ли введен локдаун в конце года и будут ли введены меры поддержки.
Одной из главных ошибок правительства в этом году называют досрочное погашение долговых обязательств осенью, что привело к невозможности исполнить доходную часть бюджета и поддержать население и бизнес в тяжелые времена. Подробнее об этом читайте здесь.
На докризисный уровень украинская экономика, скорее всего, выйдет не ранее начала-середины 2022 года. В общем, год закончим плохо, но давайте будем откровенны — могло быть и хуже. Летом говорили, что на восстановление понадобится минимум три года.
Шанс выйти из кризиса сильнее
Мировая пандемия, закрытие границ и локдауны в отдельно взятых странах – все это привело к тому, что очень изменились показатели экспорта и импорта товаров и услуг.
— За первое полугодие 2020 года, в сравнении с 2019 годом, объемы украинского экспорта упали на 7,4%, — рассказал «КП» в Украине» аналитик «Альпари» Максим Пархоменко. — В деньгах наш экспорт составляет 26,6 млрд долларов. Если эта цифра кажется вам достаточно большой, то сравните ее с показателями других стран — мы увидим, что на такую же сумму экспортируют, к примеру, Нидерланды. Только достигают они ее в среднем за 2 недели!
По словам эксперта, за тот же период показатели импорта просели на 14,7%, до $28 млрд. За счет этого сальдо нашего баланса составляет минус 2,1 млрд долларов. Основное снижение объемов импорта сформировалось за счет снижения цен на энергоносители.
— Несмотря на то что мы пытаемся наращивать экспорт в страны ЕС, ключевыми лидерами нашего экспорта являются не только страны еврозоны, — продолжает Пархоменко. — Лидирует Египет, суммарно мы экспортировали в эту страну товаров более чем на 1 млрд долларов и практически ничего не импортировали. Таким образом, сформировали положительное сальдо торговли с этой страной в 960 млн долл.В топ-3 также входит Индия (633 млн долл) и Нидерланды (622 млн долл.). Несмотря на плюсовую разницу, общий объем экспорта в эти страны упал на 13%.
Довольно большие потери были у экспортеров в страны ЕС. Но эксперт не видит в этом ничего удивительного, ведь экономика ЕС просела на 3,7% в первом квартале и 11,8% во втором квартале.
— Падение экспорта в эти страны на таком фоне выглядит вполне прогнозируемым, — говорит Пархоменко. — Учитывая прогнозы МВФ и Мирового банка, среднее восстановление экономики ЕС к доковидным уровням произойдет к концу 2021 года, к этому времени может восстановиться и наш экспорт в эти страны.Нашу страну в этом случае спасает тот факт, что мы экспортируем в ЕС товары с низкой обработкой, спрос на которые всегда остается высоким. Из-за этого львиная доля поставок будет возобновлена уже к началу 2021 года.
Что касается снижения импорта, то наиболее сильное падение фиксируется в торговле с Россией. В первом полугодии мы купили у них товаров на 42% меньше, чем годом ранее. При этом основное снижение сформировано за счет низких цен на топливо, которого мы закупили на 1,5 млрд долл.
— Падение импорта говорит о том, насколько меньше мы стали потреблять товаров, а это, в свою очередь, демонстрирует замедление темпов нашей экономики, — поясняет Пархоменко. — Несмотря на общий негатив и сокращение внешней торговли, есть и положительные данные. Мы достаточно активно наращиваем экспорт в Южную Корею и Китай. И здесь важно подчеркнуть результаты с Китаем. С этой страной мы крайне сильно преуспеваем в экспорте, который увеличили за последние полгода практически в два раза!
По его словам, резкий рост экспорта в Китай произошел за счет нескольких групп товаров. Практически в 2,5 раза — до 1,3 млрд долл. — вырос экспорт минеральной группы товаров, а именно руд, шлаков и зол. Вырос и экспорт зерна в 1,5 раза — до 790 млн долл. До 540 млн долл. увеличился экспорт масел и жиров, продемонстрировав рост на 153%.
— Если нашим экспортерам удастся закрепиться на китайском рынке и сохранить за собой эти объемы поставок, то после восстановления спроса на наши товары в Европе мы сможем увеличить в разы свои экспортные позиции, выйдя из кризиса в хорошем плюсе, — говорит Пархоменко.
Что с курсом
В конце прошлого года гривна рекордно укрепилась. В последние дни 2019 года и первые дни 2020-го доллар можно было купить по 23 гривны. Однако именно такое укрепление и привело к торможению экономики в прошлом году.
— Из-за укрепления гривны падало промпроизводство, замедлялся рост ВВП, происходили торможение капитальных инвестиций и снижение индекса реальной заработной платы, — говорит экономист Алексей Кущ. – И все это на фоне минимальных прямых иностранных инвестиций в последние годы, дефляционной ловушки (падение цен производителей промышленной продукции), недовыполнения бюджета.
По словам эксперта, ревальвация или девальвация — это не хорошо и не плохо само по себе, это часть настроек базовой экономической модели.
— При правильном планировании и эффективной стратегии развития гривну можно было укрепить и до 15-20 грн за доллар США, но в течение прогнозируемого временного горизонта в несколько лет, причем без вреда для экономики, — говорит Алексей Кущ. — Однако такое укрепление должно происходить на фоне роста прямых иностранных инвестиций, роста внутреннего рынка, а также экспортного потенциала. А в конце 2019-го курсовой тренд был сформирован непродуктивными, спекулятивными факторами. Причем на фоне отсутствия структурных реформ, усиления сырьевого характера экспорта и поворотных точек мирового сырьевого цикла «на падение», что негативно отразилось на показателях горно-металлургического комплекса. В этих условиях ревальвация лишь усугубила проблемы.
Уже к марту, на фоне спада в экономике и объявления локдауна, доллар подорожал до 28,5 грн. Так что крепкой гривна оставалась недолго. Между тем в дальнейшем на фоне кризисных явлений национальная валюта вела себя хорошо. После небольшого сезонного укрепления летом она прогнозируемо девальвировала к концу года. В бюджете этого года правительство закладывало курс доллара на уровне 28,2 грн, а потом скорректировало этот показатель до 27 грн за доллар. Поэтому нынешние уровни чуть выше 28 грн за доллар можно считать успехом, особенно на фоне кризисных явлений.
В ближайшее время эксперты не ждут слишком большого падения курса. По словам руководителя отдела аналитики ГК Forex Club Андрея Шевчишина, движение валютного рынка будет зависеть от того, на каких уровнях гривна подойдет к моменту введения жесткого карантина и в каком формате будет проходить карантин. И будет ли он вводиться в конце этого года или начале следующего.
— Если в стране будет реализован сценарий жесткого карантина, то до его завершения гривна стабилизируется в диапазоне 28,25-28,75 грн за доллар США. Однако по мере выхода из карантина давление на гривну будет увеличиваться, – отмечает Андрей Шевчишин, — Негативным фактором для рынка остается финансирование дефицита бюджета на 2020 год, которое может формироваться за счет скрытой эмиссии (через механизмы рефинансирования и ОВГЗ). Однако резкого выхода ликвидности на рынки, что могло бы усилить давление на гривну, не произойдет. Скорее всего, проникновение средств в экономику будет медленным, а учитывая слабую деловую активность, такая эмиссия не станет драйвером девальвации, по крайней мере в текущем году. В случае усиления негативных экономических и политических факторов курс гривны может ослабнуть до 29,5 грн за доллар США.
: в 2021-й нас проводит «однорукий бандит»