В ближайшие четыре года нужно ждать кардинальных изменений.
В одном из недавних интервью изданию GlobalCapital нынешний глава Национального банка Украины (НБУ) Кирилл Шевченко заявил, что в ближайшие годы «ПриватБанк» выставят на продажу. Почему НБУ решил избавить от такого выгодного актива и нужны ли нам вообще государственные банки, сообщает сайт со ссылкой на «Телеграф«.
Когда государство выйдет из банковского сектора?
Нам ответили, что в ближайшие четыре года нужно ждать кардинальных изменений:
«Курс на приватизацию государственных банков заложен в правительственной стратегии реформирования государственного банковского сектора. Ее обновленную версию Кабинет министров одобрил в сентябре 2020 года. Цель государства — уменьшить долю рынка государственных банков с текущих более 50% до 25% к 2025 году путем продажи мажоритарных пакетов акций иностранным и местным стратегическим инвесторам, международным финансовым организациям, а также посредством осуществления первичного размещения акций».
Также «Телеграф» обратился за комментарием к инвестиционному банкиру Сергею Фурсе, который опроверг такой прогноз НБУ и отметил, что нет ничего нового в том, что Украина хочет избавиться от государственных банков:
«Кирилл Шевченко просто озвучил стратегию Минфина, которую приняли пару лет назад. Ничего нового он не сказал. Отмечу, что это сложная и долгая процедура. И самое важное — сейчас нет покупателей на большие украинские банки».
Сколько заплатили украинцы за госбанки?
Ситуация с долей государства в банковском секторе можно сказать критическая. После национализации «ПриватБанка» в 2015 году Украине принадлежит 50% рынка.
«Поскольку государственные банки являются крупными игроками, они создают системные риски для всего сектора», — объяснили нам в НБУ.
Сейчас Украина владеет четырьмя крупными банками: «Ощадбанк«, «Укргазбанк«, «ПриватБанк» и «Укрэксимбанк«. Сергей Фурса говорит, что содержание таких банков оплачивается из кармана граждан и обходится в миллиарды долларов:
«Это ненормально, когда банковская система Украины больше чем наполовину представлена государственными банками. Это нездорово и влияет на уровень конкуренции. Плюс государство несет слишком большие риски. Из-за того, что помимо «Привата» государство владело еще тремя банками, мы, налогоплательщики, заплатили в бюджет около 10 миллиардов долларов. Эти деньги понадобились для увеличения капитала банков после кризиса».
В НБУ добавляют, что «государственные банки часто уязвимы к политическому влиянию и имеют более низкую по сравнению с частными учреждениями эффективность». Вопрос напрашивается сам собой…
Когда продадут «Приват»?
«ПриватБанк» хотят отдать в надежные руки и сделать это до 2025 года. Предыдущему владельцу Игорю Коломойскому возвращать его не будут. Да и продажа в такие короткие сроки по мнению Сергея Фурсы вряд ли состоится:
«В ближайшие 2-3 года «ПриватБанк» не продадут. Коломойский его обратно покупать не будет. Национальный банк не даст ему такого разрешения, как и вообще разрешения открывать на территории Украины любой другой банк».
Требования в отношении инвесторов являются стандартными и определены в Законе «О банках и банковской деятельности», а также в Положении о лицензировании банков, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины №149, ответили в НБУ и добавили, что покупатели должны иметь безупречную деловую репутацию и удовлетворительное финансовое/имущественное положение:
«Структура собственности должна быть прозрачной. То есть регулятор должен понимать, кто конкретно стоит за инвестициями в банк».
На продажу хотят выставить не только «Приват», государство хочет по максимуму пустить свои банки с молотка.
Какие банки оставит себе Украина?
«В стратегии Министерства финансов предусмотрено, что государственный банковский сектор должен быть уменьшен. И у государства должен остаться только один банк — это «УкрЭксимБанк». Остальные три банка должны быть проданы. Если их продать, то ситуация станет лучше«, — говорит Сергей Фурса.
Есть только одно «но» — сейчас банковский сектор Украины никому не интересен.
«Трудно представить, что нужно поменять в стране, чтобы заинтересовать иностранных покупателей банков. К данному сектору нет интереса. Банковские и финансовые группы сейчас в принципе не проводят больших экспансий. Они заходили в Украину в период с 2005 по 2008 годы на фоне дикого роста в мире. И эта была часть большой финансовой стратегии«, — говорит Сергей Фурса.
В НБУ настроены более оптимистично. В письме сказано, что «подготовка к выходу государства из капитала банков начнется после окончания кризиса, вызванного пандемией COVID — 19 и достижения стабильного восстановления экономики (два квартала подряд реальный ВВП Украины растет)«.