Фото: Маковеева Светлана
В этом году холодное зимнее дыхание Украина почувствовала как никогда рано. Ночные заморозки в северных областях уже несколько недель покрывают инеем по утрам траву и заставляют ежиться от холода ранних прохожих, в городских квартирах достаточно свежо, но отопительный сезон власти многих городов пока начинать не спешат. Правительство говорит, что этот отопительный сезон будет достаточно сложным.
Греться — на дачу
На прошедших выходных можно было наблюдать интересную картину – многие жители столицы отправились на свои загородные дачи. Если вы думаете, что их целью были садовые работы, отдых или сбор грибов, то это не совсем так.
— На этих выходных в наш дачный массив приехало людей больше, чем приезжает летом. Разговорился с некоторыми соседями, думал, что они за грибами пожаловали, но оказалось, что люди приехали греться. В городских квартирах сейчас холодно, а на даче у всех есть печки и запас дров — можно пару выходных дней в тепле провести. А грибов с такой погодой пока очень мало – дождей давно не было, да и по ночам наблюдаются заморозки,
говорит киевлянин Андрей
В Киеве отопительный сезон формально стартовал, но тепло пока подают только в больницы, детские сады и школы. Когда начнут подключать многоквартирные дом, пока неизвестно. Хотя все основания для этого имеются – среднесуточная температура уже упала ниже 8 градусов, что является сигналом для начала подачи отопления. Правда, в ближайшее время ночные заморозки прекратятся, и среднесуточная температура, скорее всего, повысится. Вот и думают власти, а может, еще подождать с началом отопления.
Будет сложно
В правительстве говорят, что запасов газа в хранилищах достаточно для прохождения отопительного сезона. При этом рассказывают, что изо всех сил борются с трудностями.
— Этот отопительный сезон, безусловно, будет сложным, и он будет проходить на фоне международного энергетического кризиса, — заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко. — Но правительством Украины уже приняты меры для обеспечения стабильного и безопасного энергоснабжения и защиты населения от колебания тарифов.
Министр заявил, что на сегодня в газовых хранилищах 18,8 млрд куб. м газа, и этого должно хватить для прохождения отопительного сезона. Но в выступлении министра прозвучали и тревожные сигналы. Например, из-за подорожания газа некоторые производители электроэнергии, которые раньше работали с этим видом топлива, вынуждены были остановить энергоблоки. Это приводит к тому, что резко растет доля угольной генерации. А с запасами угля у нас все не очень хорошо.
По словам главного энергетика страны, для покрытия спроса на электроэнергию в обновленном прогнозном балансе предусмотрено увеличение производства электроэнергии атомными электростанциями на 880 млн кВт*ч. Министр отметил, что это эквивалентно экономии около 450 тыс. тонн угля на складах ТЭС.
При этом эксперты говорят, что есть риски, о которых в правительстве предпочитают умалчивать. Давайте разберем, что может случиться этой зимой.
Угля критически мало
Начнем с запасов угля на украинских ТЭС. Для тех, кто забыл, как работает украинская энергосистема, напомним, что существенная доля выработки электричества приходится на газовые и угольные теплоэлектростанции (ТЭС). Когда в стране растет потребление электричества, а чаще всего, это утренние и вечерние часы, когда работают офисы, но часть людей уже пришли домой или, наоборот, еще не покинули свою квартиру, в работу включаются блоки ТЭС. Если они не смогут работать, то частично придется отключать часть потребителей, и в стране начнутся блэкауты.
Особенно сильно растет потребление электроэнергии в холодный период, когда люди начинают греть дома обогревателями и кондиционерами. Чтобы избежать веерных отключений, на складах ТЭС должно быть достаточно угля, ведь от газа, как сказал министр, ТЭС уже отказались. Но если посмотреть на графики накопления угля, то отставание уже является критическим. По плану на 11 октября на складах должно было бы быть 2,821 млн тонн топлива, но фактически на складах в 3,6 раза меньше – всего 800 тысяч тонн. Экс-министр энергетики Ольга Буславец говорит, что по состоянию на конец прошлой недели из-за нехватки топлива были остановлены 17 блоков ТЭС.
И где брать уголь в такой ситуации, не понятно. Ведь из-за газового кризиса в Европе растет цена и спрос на уголь, а для производства электричества нам нужно импортировать топливо. Эксперты говорят, что импортные контракты могут быть сорваны.
— Компания СКМ обещала привезти много импортного угля из Польши, Казахстана и США. Но думаю, что даже обещанные пару сот тысяч тонн будет невозможно привезти. Цены выросли и платить столько за уголь энергохолдингам будет сложно. Сейчас люди даже в Киеве напуганы и обычные технические работы с отключением электричества уже принимают за начало веерных отключений. Нет, это еще не веерные отключения, но не исключено, что они начнутся, когда закончится уголь на складах,
говорит энергетический эксперт Юрий Корольчук.
Конечно, в критической ситуации мы всегда можем отменить запрет на импорт электроэнергии из России и Беларуси, но захотят ли эти страны поставлять нам электроэнергию в случае энергокризиса – вопрос.
Еще один интересный момент касается обещания Украины о присоединении к энергосистеме ЕС. Для этого в феврале нам надо будет протестировать свою энергосистему относительно возможности работы в автономном режиме. То есть неделю мы должны будем обойтись без какого-либо импорта электричества. С такими запасами угля сделать это будет сложно.
Газовая математика
Если с углем все так сложно, то хотя бы газа нам должно хватить. По крайней мере, так нас уверяют в правительстве. Но и тут все не так просто. Дело в том, что газа в подземных хранилищах (ПХГ) хоть и больше, чем в предыдущие годы, но принадлежит он не государственному «Нафтогазу», а разным компаниям, которые из-за высоких цен в ЕС начали продавать его на экспорт.
Около трех миллиардов кубометров газа в ПХГ – это газ иностранных компаний, который находится в режиме «таможенный склад». То есть они не планируют продавать его в Украине.
— В ПХГ 2,8 млрд. кубометров газа принадлежит нерезидентам в формате «таможенного склада», в том числе 2,3 млрд — в режиме short-haul, — поясняет экономист Алексей Кущ. — Режим short-haul — это новая услуга оператора ГТС по предоставлению свободных мощностей нашей системы для хранения и перемещения газа между соседними межгосударственными точками входа на западной границе: простыми словами, переброска газа между Венгрией, Румынией, Польшей и Словакией. Еще около 0,8 млрд на таможенном складе принадлежит резидентам. Если вычесть из общих запасов этот газ и 4,8 млрд кубометров так называемого буферного газа, который забирать из хранилищ нельзя, то там останется чуть больше 10 млрд. кубометров. Для прохождения отопительного сезона нам необходимо поднять из хранилищ примерно 9 млрд. На первый взгляд, запасов хватает, о чем и говорили представители государства, но еще никогда мы не входили в зиму на фоне таких мизерных показателей транзита российского газа по нашей ГТС.
По словам эксперта. вся нынешняя модель отопительного сезона опирается на ожидания, что с 1 января 2022 года Россия продолжит выполнять свои обязательства по транзиту.
— А если она сделает паузу в 10-20-30 дней? – задается вопросом Алексей Кущ. — При этом они смогут исправно оплачивать несуществующий транзит согласно подписанному контракту. В такой ситуации нам нужно будет только надеяться на теплую зиму. В противном же случае для нас может стать критическим набор таких факторов: холодная зима; снижение или прекращение транзита российского газа; отказ Беларуси продавать нам электроэнергию зимой; внеплановое выведение из эксплуатации атомных реакторов. В такой ситуации запасы газа из условно достаточных превращаются в критически низкие. И вероятность совпадения во времени негативных факторов не такая уж и низкая.
Правда, сейчас «Нафтогаз» пытается выкупить хотя бы часть газа, который находится в ПХГ, но хватит ли для этого средств, пока неизвестно.