Мы живём на земле не так уж долго. Нам кажется, что мир всегда был таким, каким мы его увидели, и всегда будет таким после нас. Увы, это не так. Всё меняется, а сейчас так быстро, что уже в течение одной жизни можно увидеть огромные перемены. Так и праздники нам часто кажутся чем-то постоянным и вечным, например, мы не ставим под сомнение, что наши далёкие предки всегда отмечали Рождество и Новый год примерно так же и тогда же, как и мы. Однако это не так. Всего лишь 70 лет назад люди не поверили бы, что 1 января может быть нерабочим днём, а 120 лет назад они бы спросили с удивлением: зачем так серьёзно относиться к Новому году, если есть Рождество, и почему обычный день календаря даёт день отдыха? Чтобы распутать запутанный противоречивый клубок, связанный с празднованием Рождества и Нового года, мы обратились к настоятелю Свято-Богоявленского храма Энергодара протоиерею Василию Броде.
— Отче, откуда взялся такой яркий нецерковный праздник во время Рождественского поста?
— Действительно, Новый год в последние десятилетия — это самый любимый и масштабный праздник в нашей стране. Он отмечается гораздо громче и шире, чем день рождения Иисуса Христа. Но так было не всегда. Внимание с Рождества на празднование Нового года сместилось во времена Советского Союза, когда атеизм был объявлен государственной идеологией. А значит, нужно было отнять церковные праздники, заменить их пролетарско-революционными, чтобы никто о Боге не вспоминал. Это разделило людей на два лагеря: кто-то продолжал праздновать Рождество, а кто-то принял новую идеологию, стал праздновать Новый год. Шли годы, пропаганда атеизма сделала своё дело, и о Рождестве Христове почти забыли. Но, как мы видим сегодня, это всё-таки забыть невозможно: седьмого января мы всё так же празднуем приход в наш мир Спасителя.
— Батюшка, Вы сказали – седьмого января. А католический мир отметил Рождество – 25 декабря. Почему такая путаница в числах? Не мог же Иисус родиться в разные дни.
— Не мог. Вы будете, возможно, удивлены, но все христиане отмечают Рождество Христово в один день – 25 декабря. Только 25 декабря у нас и у католиков – два разных дня с разрывом в тринадцать суток.
— Вот это да. У этой путаницы есть своя история?
— Есть, и она многовековая. В наше время большинство государств мира, в том числе и Украина, использует григорианский календарь. Вот по этому календарю католическая церковь и празднует Рождество 25 декабря. Православная Церковь живет по юлианскому календарю, который сегодня мы называем церковным, и празднует Рождество 7 января. В церковном календаре этот день — 25 декабря.
— Юлианский календарь древнее григорианского?
— Древнее. Римская империя и весь христианский мир с 1 января 45 года до XVI века в летоисчислении пользовались юлианским календарём. Затем, когда в средние века возник большой интерес к астрономии, была замечена погрешность в календаре на несколько дней, и в католической церкви начались попытки внести изменения в календарь. 24 февраля 1582 года папа Григорий XIII объявил переход на новый календарь, и 5 октября 1582 года стало 15 октября 1582 года. Католические страны — Испания, Италия, Франция, Португалия, Речь Посполитая и другие — приняли нововведение папы. Потом на этот календарь перешли протестантские страны: Голландия, Бельгия и другие. Иногда это приводило к тому, что в году совсем не было Рождества, например, в Бельгии и Голландии после 21 декабря 1582 года наступило сразу же 1 января 1583 года.
Константинопольский патриарх Иеремия II вместе с Константинопольским собором не принял григорианский календарь: «Кто не следует обычаям Церкви, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям святых соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных». Это не были просто слова: по новому стилю христианская Пасха иногда совпадает с еврейской или наступает раньше неё, чего не может быть согласно историческим событиям, и что запрещено Правилами святых апостолов.
Не перешла на григорианский стиль и наша страна, хотя с 1700 года она и встречала новый год 1 января, но всё же на одиннадцать суток позднее других европейских государств. Календарную реформу провели уже большевики: 24 января 1918 года был принят декрет о введении григорианского календаря. С принятием этого декрета первый день после 31 января стал не первым, а четырнадцатым февраля. Светский календарь ушёл на тринадцать дней вперёд от церковного. 1 марта 1918 года григорианский календарь ввела и Украинская народная республика.
— И это время начала празднования сначала Нового года, а потом Рождества? Или Нового года вместо Рождества?
— Замещение произошло не сразу, ведь до революции Новый год всегда был неразрывно связан с Рождеством. Но уже в 1920 годах воинствующие безбожники стали запрещать устанавливать и украшать ёлки как религиозный символ. Какое-то время отмечать эти праздники запретили вообще: в календаре 1930 года уже не было Рождества ни 25 декабря, ни 7 января. В конце 1934 года Сталин дал указание вернуть народу праздник Нового года, но Рождество осталось под запретом.
— И всё же сегодня наша страна празднует Рождество.
— Да, как раз за год до развала Союза, а именно 27 декабря 1990 года, 7 января был официально объявлен днём Рождества Христова и нерабочим днем. За это мы должны быть благодарны патриарху Алексию II, который обратился к государственным органам с просьбой об уважении к религиозным чувствам верующих христиан. Украина, а тогда еще Украинская ССР, объявила Рождество праздничным и нерабочим днём за четыре месяца до провозглашения своей независимости, в марте 1991 года.
— Это практически тридцать лет назад. Но Новый год всё еще не сдаёт свои позиции. Возможно, потому что это был своеобразный протест советских людей против идеологических праздников, а традиции празднования Рождества были потеряны в безбожном государстве?
— Так и было, всё-таки празднование Нового года было привычным: традиция отмечать Новый год первого января появилась ещё в петровские времена. Это был светский праздник и приходился на святки — дни после Рождества Христова, это никому не мешало: не терялась радость светлого христианского дня. Но когда календарь изменили, появились трудности, которые мы ощущаем и сегодня.
— Новый год оказался по времени в конце Рождественского поста. Поэтому у людей, соблюдающих духовные традиции, возникла проблема: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?
— Это, конечно, личный выбор каждого человека. Просто не стоит придавать празднованию Нового года такое большое, а то и мистическое значение. Это просто новая дата в ежегодном календаре. Но этот день может быть прекрасным поводом ещё раз прославить Иисуса Христа, поблагодарить Его за всё, что Он делает в нашей жизни, обратить особое внимание на Того, Кто изменил ход истории человечества. Это намного важнее, чем любые праздничные календарные даты.
К слову говоря, православные христиане отмечают Новый год 14 сентября по григорианскому календарю или 1 сентября по юлианскому. В этот день в храмах служатся молебны на новолетие.
— И всё же, как разрешить христианину дилемму, если Новый год глубоко в сердце, как праздник детства и сказки?
— Фейерверки, шампанское, обильный стол, танцы, песни, развлечения — и вот вся предрождественская собранность души, тихая молитва разрушены. Как решить это противоречие? Ещё двадцать лет назад для большинства наших людей этой проблемы не было, а сейчас, когда они знают о Христе, этот вопрос требует ответа. Когда меня спрашивают, я отвечаю: конечно, Новый год вторгается в течение Рождественского поста и нарушает его тишину и неотмирность. Словами петровской эпохи, эта ночь «всешутейшая и всепьянейшая». Врачи говорят, что новогоднюю ночь по числу травм не догоняет ни один праздник. Из своего священнического опыта я знаю, что именно в эту ночь многие, теряя и совесть, и честь, и чувство долга, впадают в смертные грехи, о которых потом много и долго плачут. Мой долг — предостеречь об этом романтически настроенных, но не очень рассудительных юношей, девушек, взрослых людей. Все мы читали в школе «Горе от ума» и помним слова Молчалина о двух талантах: «Умеренность и аккуратность». Это переложение мудрости святых отцов нашей Церкви: «Что не в меру, то от лукавого». Пусть в новогоднюю ночь будет то, что служит к умножению христианской любви, единомыслия, радости, а от того, что заканчивается душевным голодом, опустошением, телесным отягощением, вредом для здоровья, решительно откажитесь.
— Батюшка, и в заключение — Ваше предновогоднее пожелание читателям.
— Попрощаться с моими читателями в этом году я хотел бы словами замечательного подвижника XVIII века святителя Митрофана Воронежского, которого уважал и даже побаивался Пётр I, введший празднование Нового года: «Мало яждь, воздержно пий — здрав будеши; твори благо, бегай злаго — спасен будеши». Примите, мои дорогие, эти слова в качестве благопожелания в наступающие праздничные дни Рождества Христова и Нового года!