Фото: Шарипкулов Тимур
В этом году, несмотря на достаточно холодную осень, в большинстве городов местные власти не спешат включать отопление. Причина простая – нужно экономить газ, которого в преддверии отопительного сезона закупили слишком мало. А докупить сейчас не получится – в Европе наблюдается дефицит топлива, да и цены на него выросли до рекордных отметок. Власть уже озвучивает сценарий, согласно которому у частных компаний могут реквизировать топливо, которое находится в подземных хранилищах, заплатив компенсацию по более низким ценам. Пока чиновники и политики решают, где брать недостающий газ, граждане продолжают греться за счет электрообогревателей. И в такой ситуации в некоторых домах уже не выдерживают электросети. «КП в Украине» разбиралась во всех потенциальных рисках предстоящего отопительного сезона.
Сети не выдерживают
В домах украинцев сейчас совсем не жарко. Среднесуточная температура на улице колеблется около отметки в 8 градусов, но отопление в домах пока не включают. И это логично – газа в хранилищах впритык. Поэтому, оттянув на несколько недель начало отопительного сезона, можно сэкономить несколько сот миллионов кубов, которых может не хватить зимой.
Такая экономия газа приводит к росту потребления электроэнергии. Люди греются как могут – кто-то кондиционерами, кто-то конвекторами или теплыми полами. И в некоторых домах уже не выдерживают внутридомовые сети. Так, в столице на Осокорках в воскресенье выгорела щитовая в относительно новом доме – многоэтажку на 200 квартир на улице Бориса Гмыри, 10/40, сдали в эксплуатацию около четырех лет назад.
— Сейчас дом стоит без электричества и воды. Вода у нас подается электрическими насосами, поэтому, пока не починят щитовую, нормально жить в доме невозможно. ЖЭК во всем обвиняет жильцов и говорит, что возгорание произошло из-за того, что люди грелись электрообогревателями. Жильцы считают, что во всем виноват ЖЭК, который обслуживает внутренние сети, ведь трансформаторная подстанция работает нормально, да и в соседних домах с электричеством все в порядке. Цена восстановления оборудования электрощитовой озвучена около 500 тысяч гривен. Если разбросать на все 200 квартир, то получится по 2,5 тысячи на квартиру. Сейчас жильцы с ЖЭКом выясняют, кто должен за это платить. Но самое страшное — это даже не деньги, а озвученные сроки восстановления оборудования: ремонт может растянуться на срок от недели и больше. Все это время жить в доме будет невозможно. Кто не может на время переехать к родственникам или на дачу, уже ищут варианты краткосрочной аренды жилья,
жалуются местные жители.
И это случилось в относительно новом доме, где внутренние сети рассчитаны на повышенную нагрузку. Что тогда говорить о рисках для старого жилого фонда, где проводку не меняли десятилетиями и внутридомовые сети не рассчитаны на мощную нагрузку, когда все жильцы начинают одновременно пользоваться обогревателями.
Угля все меньше
Даже если ваш дом переживет повышенную электрическую нагрузку, то не исключено, что в ближайшее время могут начаться веерные отключения электричества. Из-за возросшего потребления электроэнергии ситуация с углем на украинских ТЭС с каждым днем выглядит все более угрожающе.
Так, по состоянию на 18 октября запасы угля на складах ТЭС, по данным Минэнерго, составляют всего 753 тысячи тонн. Это почти в четыре раза меньше, чем должны были накопить энергетики. Согласно правительственному плану, на эту дату на складах должно было находиться 2,896 млн тонн.
В динамике ситуация тоже выглядит неважно – в прошлый понедельник на складах было 800 тысяч тонн. То есть за неделю запасы упали почти на 50 тысяч тонн. А с учетом, что уголь на ТЭС распределен неравномерно, то уже в ближайшее время возможны остановки тех или иных генерирующих блоков.
Из такой ситуации есть два выхода – резко наращивать собственную добычу или закупать импортное топливо. Но быстро нарастить собственную добычу не так-то и просто. Как говорят эксперты, из-за низкой цены на уголь в прошлом году добыча снижалась – выгоднее было покупать импортный ресурс. Сейчас же, когда цена на уголь выросла, то нарастить добычу на украинских шахтах быстро не получается – этот процесс требует времени.
На мировых рынках тоже все сложно — украинским компаниям приходится конкурировать за контракты с Китаем, который сейчас скупает уголь где только может, из-за чего цены растут. Правда, в Министерстве энергетики обещают, что Украина получит 4 млн тонн импортного топлива, а также рассчитывают на подписание дополнительных соглашений еще на 2 млн тонн.
— Ситуация действительно не очень простая. Но на сегодня мы имеем контракты по импорту угля на 4 млн тонн. Мы ожидаем контракты еще на 2 млн тонн до конца отопительного сезона,
заявил заместитель министра энергетики Максим Немчинов.
Но тут есть одна загвоздка — первый уголь может приехать ближе к концу года, а запасы сокращаются уже сегодня. В этой ситуации в Минэнерго пытаются успокоить население и говорят, что рассчитывают на атомную генерацию. По словам чиновников, в этом отопительном сезоне должны работать 14 из 15 блоков АЭС.
Еще один выход – это начать импортировать электричество из страны-агрессора. Но об этом варианте чиновники пока стараются не говорить. Тем более что до 1 ноября у нас действует мораторий на импорт электроэнергии из РФ и Беларуси.
Газовый парадокс
Еще одна проблема, которая неожиданно стала актуальной перед отопительным сезоном, – это низкие запасы газа, который принадлежит «Нафтогазу». При этом власть делает вид, что у нас все хорошо. Выглядит это, конечно, забавно. Судите сами — президент Владимир Зеленский в телеинтервью говорит, что газа у нас достаточно:
«Хочу всех успокоить. На сегодня достаточно газа для общества, достаточно газа для потребителей по очень нормальным ценам, по сравнению с европейскими ценами».
Но параллельно с этим глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заявляет, что депутаты от власти сейчас обсуждают инициативу о временном запрете частным компаниям продавать газ украинской добычи по коммерческим ценам.
«Чтобы взять всю добычу украинского газа и временно запретить им продавать, как они сейчас делают, по 45 грн на энергетической бирже, а продавать по себестоимости с какой-то минимальной наценкой»,
пояснил Арахамия.
Для тех, кто не понял, в чем суть, поясним: газа в хранилищах действительно достаточно для прохождения отопительного сезона. Но часть этого газа не принадлежит государственному «Нафтогазу», а является собственностью частных компаний. То есть продавать его дешево населению или коммунальным предприятиям нельзя. Естественно, что хозяева этого топлива хотят продавать его по европейским ценам, как это предполагает концепция свободного газового рынка. Государство в лице «Нафтогаза» могло бы выкупить недостающие для прохождения отопительного сезона объемы, но денег на это у них нет. Вот и появилась идея – отобрать газ у частников, а взамен дать им какую-то компенсацию.
Украинцев долго убеждали в том, что рынок газа – это хорошо. Но когда цены на этом рынке резко взлетели, то оказалось, что все не так уж и радужно. И даже государство не хочет играть по собственным правилам.
— Предложение забрать у частных компаний газ в случае кризиса во время отопительного сезона – это не такая уж и неожиданная идея, — говорит эксперт энергорынка Юрий Корольчук. – В этом году была провалена подготовка к отопительному сезону – на сегодня мы имеем недостаточные запасы газа в ПХГ, скудные запасы угля на ТЭС и ТЭЦ, а также снижение добычи газа «Нафтогазом» на 1,5 млрд кубометров. В такой ситуации это будет единственно возможный вариант решения проблемы, если в энергосистеме возникнет катастрофическая ситуация. Например, когда ограничения газа для ТКЭ не будут помогать, импорт электроэнергии не будет спасать, а какой-то из блоков АЭС выйдет из строя.
И чем быстрее будет опускаться температура за окном, тем больше будет возникать рисков в энергетике.
— В страну вместо бабьего лета идет похолодание, — говорит эксперт в сфере энергетики Дмитрий Марунич. — Осень оказалась ощутимо холоднее прошлогодней. Вероятность кризисных явлений в ходе отопительного сезона растет по мере снижения температуры воздуха.
В общем, пока что украинцам стоит надеяться не столько на власть, сколько на теплую погоду.