Вопросы задали украинцам ровно год назад. Однако никаких последствий опроса так и не наступило.
Почему команда Зеленского больше не проводит всеукраинских опросов населения и где застряли результаты прошлогоднего анкетирования.
Год назад во время местных выборов 25 октября Владимир Зеленский предложил украинцам ответить на пять вопросов, которые «раньше им никто не задавал». В Офисе президента инициативу назвали шагом к прямой демократии, который поможет узнать, что на самом деле думает народ по важным социально-политическим вопросам. Никаких юридических последствий результаты опроса не предполагали. Несмотря на это, политики и эксперты спорили о законности президентской инициативы, попытке повлиять на избирательный процесс и том, что глава государства воспользуется результатами, чтобы давить на Верховную Раду и проводить удобные для своей команды законодательные инициативы. Что же вышло?
«Хочу почувствовать народ»: для чего был нужен всеукраинский опрос президента
Местные выборы-2020 традиционно не вызывали большого интереса у украинцев по сравнению с парламентскими. Эксперты прогнозировали низкую явку, которую усугубляли карантинные меры на избирательных участках из-за пандемии коронавируса. Президентской партии «Слуга народа» после блистательной победы на парламентских выборах-2019 нужно было показать результат на местных. Поэтому у Зеленского придумали удачную пиар-технологию.
«Пять вопросов от президента были способом мобилизации избирателей 18–30 лет. Большинство критиковали такой подход, но, с точки зрения политтехнологий, это очень успешная тема. Она повысила явку для СН в крупных городах и позволила властям впервые обкатать форму прямой работы с избирателем», — говорит Олег Постернак, политтехнолог.
Критиковали всеукраинский опрос президента во многом за халатный подход к организации. Анкетирование проводили параллельно с местными выборами. Волонтеры в белых накидках с надписью «5 питань від президента» стояли на улице рядом с избирательными участками, держа в руках стопку бланков. Заполнить анкету мог любой желающий. Информацию об участниках нигде не фиксировали, поэтому одному человеку могли выдать несколько бланков, чтобы «сделать статистику», — так волонтеры отвечали на вопросы независимых наблюдателей движения «ЧЕСНО». Урны, куда бросали заполненные бланки с ответами, не были защищены.
Украинцам предлагали ответить «да» или «нет» на вопросы, которые касались пожизненного заключения за коррупцию в особо крупных размерах, свободной экономической зоны на территории Донецкой и Луганской областей, сокращения количества народных депутатов до 300, легализации каннабиса в медицинских целях для снижения боли у тяжелобольных и использования Украиной гарантий безопасности, обозначенных Будапештским меморандумом, для восстановления государственного суверенитета и территориальной целостности.
По словам Владимира Зеленского, народовластие — это то, что президент обещал в своей предвыборной программе. «Такие вопросы для меня очень важны лично. Я хочу почувствовать народ», — объяснял он целесообразность инициативы.
По информации штаба СН, в анкетировании приняли участие около 5 млн человек. Промежуточные результаты посчитали на следующий день после выборов — большинство опрошенных украинцев поддержали четыре вопроса из пяти. С пожизненным сроком за коррупцию согласились 81,9% проголосовавших, сокращение депкорпуса поддержали 89,4%, легализацию каннабиса — 64,8%, Будапештский меморандум — 72,2%. Не поддержали украинцы свободную экономическую зону на Донбассе — 47% проголосовали против.
«5 питань від президента»: просто технология?
Опрос проводили, чтобы учесть мнение украинцев. Поэтому сразу после обнародования результатов в президентской политсиле отметили, что проще всего за сокращение депутатского корпуса до 300 человек проголосовать в зале Верховной Рады.
«У нас лежит на втором чтении возвращенный из Конституционного Суда проект изменений в Конституцию, который признан КС таким, что соответствует Основному Закону. Его можно голосовать. Дальше вопрос к коллегам: кто, несмотря на 90% поддержки этой идеи в народе, будет как-то пытаться увильнуть от голосования за эту инициативу?» — говорил тогда Александр Корниенко, глава партии СН.
Собеседники во фракции СН отмечают, что для принятия закона о сокращении депкорпуса не хватает политической воли. У многих депутатов присутствует страх не пройти в Верховную Раду на очередных парламентских выборах, которые, согласно новому Избирательному кодексу, должны проходить по открытым спискам. И хотя законопроект о сокращении числа депутатов приняли в первом чтении в феврале 2020 года — тогда требовалась поддержка 226 депутатов, — с того момента он пылится в Раде. Чтобы принять документ во втором чтении, нужно заручиться поддержкой конституционного большинства. Но 300 голосов за законопроект в Верховной Раде нет. А выносить его в зал для того, чтобы провалить во втором чтении после всего пройденного пути, как говорил экс-спикер ВР Дмитрий Разумков, — глупость.
«Такие вопросы для меня очень важны лично. Я хочу почувствовать народ», — Владимир Зеленский
«В кругу политиков идея не пользуется популярностью. А вот в народе, наоборот, она не только популярна, но и рациональна. Цифра 450 депутатов рассчитывалась так: один депутат на 100 тыс. населения. Сейчас нас наверняка меньше, чем 45 млн», — отмечает в разговоре с Фокусом Андрей Золотарев, политтехнолог. По результатам электронной переписи населения, инициированной экс-министром Кабмина Дмитрием Дубилетом, по состоянию на 1 декабря 2019 года в Украине проживало 37,29 млн человек, без учета временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей и Крыма.
Легализация медицинского каннабиса — еще одна инициатива, которую депутаты собирались провести после президентского опроса, но провалили. В пяти вопросах от Зеленского ее поддержали 65% опрошенных. По словам главы фракции СН Давида Арахамии, вопрос о легализации медицинской марихуаны еще вернут в Верховную Раду. Но эксперты говорят, что на сегодня эта тема не такая значимая, как предвыборное обещание президента о сокращении депкорпуса или закон об олигархах, поэтому ее не трогают.
Опрос вернется — в ситуации политического кризиса
Пожизненный срок для коррупционеров, за который проголосовали украинцы в опросе Зеленского, был чистым популизмом, который народ встретил бы аплодисментами. Но подобная мера не прошла бы через ВР и не нашла бы понимания у Венецианской комиссии, так как пожизненное заключение за коррупцию в Европе не практикуют, обычно тюремные сроки варьируются от 5 до 20 лет.
Зачем украинцев спрашивали о Будапештском меморандуме и как у президента планировали использовать эти результаты, остается загадкой. Глава МИД Дмитрий Кулеба отмечал, что вопрос был нужен для того, чтобы вывести на новый уровень «предметный разговор» о гарантиях безопасности для Украины. По его мнению, лучшей гарантией безопасности было бы членство Украины в НАТО. То есть предположительно украинцев спрашивали про членство в НАТО и другие инструменты гарантии безопасности. Но вопрос сформулировали так размыто, что вряд ли те, кто поддержал этот пункт, до конца понимали, о чем шла речь.
«Мы слишком преувеличиваем значимость опроса. Это была точечная успешная технология. Но механизм связи (между ответом и дальнейшей законодательной инициативой) не выработан, не узаконен, отсюда низкая результативность», — отмечает Олег Постернак.
На протяжении года команда президента не вспоминала об опробованной прошлой осенью технологии. Хотя Владимир Зеленский и говорил, что ничто не мешает каждую неделю или месяц спрашивать мнение народа по важным вопросам.
Эксперты считают, что президент еще вернется к этой теме, возможно, в ситуации политического кризиса, теоретически — если встанет вопрос о внеочередных выборах Верховной Рады или втором президентском сроке.
Читайте также:
- Глава СНБО заявил, что выступает за жесткую президентскую республику
- МИД предложил ООН присоединиться к Крымской платформе
- Кадровые изменения в Кабмине: названы вероятные имена новых министров
- Нардепы ответили, когда выпустят украинскую вакцину от коронавируса
- Украина бесплатно предоставит Молдове газ