Полный крах или улучшение: что будет с экономикой и курсом после отставки Якова Смолия
Комментарии: 0
Фото: Press office NBU.
Эксперты по-разному оценивают возможную смену экономической политики Нацбанка.
Внезапное заявление Якова Смолия об отставке вызвало у украинцев множество вопросов – что произошло, кто придет, что теперь будет с экономикой и с нами? «КП в Украине» собрала мнения экспертов о том, как может измениться политика Нацбанка после смены его главы.
Почему ушел?
То, что президент Владимир Зеленский недоволен позицией главы НБУ относительно макроэкономической политики, известно давно. На майской пресс-конференции Зеленский прямым текстом сказал, что «додавит» банковскую систему и зальет экономику дешевыми кредитами.
И, действительно, Яков Смолий придерживался несколько иных взглядов – для него важным показателем была инфляция. И пока Смолий руководил НЬУ, в монетарной политике регулятор отталкивался от этого показателя. Только после того, как в мае годовая инфляция сократилась до 1,7%, Нацбанк решился на рекордное снижение учетной ставки до 6% годовых.
Часть банков уже начала выдавать ипотеку по 8-10% годовых, но руководству страны этого казалось мало и главе НБУ начали пенять за срыв программы «Доступные кредиты 5-7-9%». Параллельно с этим от «Слуг народа» все чаще звучат предложения на время кризиса «включить печатный станок» и залить экономику деньгами. Мол, богатые страны пошли по этому пути, чем мы хуже?
После очередного разговора с президентом, который произошел на Национальном совете реформ 30 июня и, по слухам, визита в Офис президента 1 июля, глава НБУ и принял решение уйти в отставку с формулировкой «из-за систематического политического давления». При этом эксперты по-разному относятся к формулировке «политическое давление».
— Заявление Якова Васильевича Смолия о политическом давлении я не разделяю, — заявил член совета НБУ Виталий Шапран. — В последнее время было очень трудно работать с правлением. За любую критику тебе или «выписывали почетную грамоту человека Коломойского», или обвиняли в политическом давлении. Я понимаю Якова Васильевича по-человечески, он почтенного возраста, достиг определенных финансовых результатов, имеет определенные достижения в тех темах, которыми лично занимался в НБУ. Впрочем, критика со стороны парламента и совета НБУ — это не повод для обвинений в политическом давлении. На критику нужно отвечать аргументами и разъяснениями, а не эмоционально бросать на стол заявление, сопровождая его обвинениями.
Экономист Борис Кушнирук говорит, что по своему характеру Яков Смолий не боец, и ожидал, что он под давлением критики мог написать заявление и раньше.
— Считаю это событие крайне негативным, потому что правильно построенные институты важнее персоналий, — говорит Борис Кушнирук. — В данном случае заявление Смолия об отставке связано с откровенным политическим давлением и нарушением принципа независимости Нацбанка.
Кто следующий и чем это грозит?
Кандидатом на должность нового главы НБУ уже называют руководителя государственного «Укргазбанка» Кирилла Шевченко. Также среди кандидатов называют фамилии председателя совета НБУ Богдана Данилишина и руководителя «Райфайзен банка Аваль» Владимира Лавренчука.
Эксперты в своих комментариях разделились на два лагеря. Одни говорят, что после замены Якова Смолия на более лояльного Зеленскому банкира НБУ на всю включит печатный станок, что приведет к резкому падению курса гривны. Другие уверены, что ничего страшного не произойдет, потому что от личности руководителя Нацбанка курс зависит меньше, чем от других экономических факторов.
Все пропало!
Наиболее негативные комментарии относительно перспектив национальной валюты дают экономисты, которые выступают за сотрудничество с МВФ и жесткую монетарную политику.
Так, основатель и президент инвестиционной компании «Универ» Тарас Козак довольно эмоционально назвал пять последствий ухода Смолия:
1. Курс гривна/доллар: 30-40-50.
2. Инфляция: 20% и больше.
3. Конец международной поддержки Украины.
4. Усиление влияния Коломойского.
5. Обнищание населения.
Инвестиционный банкир, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса заявил о том, что Украина фактически «прокинула» инвесторов, которые за день до этого вложили в валютные бумаги страны 1,75 млрд долларов.
— В день отставки Смолия Украина провела размещения еврооблигаций, — говоритинвестбанкир. — День в день. Была сложная сделка, объем выпуска составил 1,75 млрд долларов, из них новых денег в украинский долг инвесторы принесли более 1 млрд долларов. И как только сделка была закрыта, было объявлено об отставке Смолия. В результате крупнейшие мировые фонды почувствовали себя идиотами. Ведь для инвесторов тоже нет ничего важнее независимого Национального банка. В итоге этой ночью крупнейшие мировые инвесторы, управляющие триллионами долларов, попытались отыграть назад это сделку.
Утром стало известно, что размещение 12-летних евроблигаций-таки отменили. На межбанке курс гривны тоже начал снижаться. Хотя эксперты говорят, что давление на курс началось еще за день до отставки.
— Гривна за полтора дня потеряла 1,8% по отношению к доллару, — говорит руководитель отдела аналитики ГК Forex Club Андрей Шевчишин. — Причем падение началось до новости об отставке. Негативным фактором для национальной валюты стала и новость о том, что размещение еврооблигаций было отменено. Сейчас рынок волнуют вопросы — будет ли подписанозаявление Смолия и кто станет его преемником?
Большинство экспертов говорят о том, что со сменой главы НБУ начнется плавная девальвация. Правда, уровень на конец года каждый называет свой – от 28 до 30 и даже 35 грн за доллар.
Что будет с сотрудничеством с МВФ?
Большинство экспертов говорят, что отставка главы НБУ автоматически ставит на паузу сотрудничество Украины с международными финансовыми организациями. Отмена размещения еврооблигаций – это пример того, как инвесторы реагируют на неопределённость в дальнейшей макроэкономической политике государства.
— Отставка Смолия, если она состоится, будет означать серьезный кризис в отношениях Украины с западными партнерами, в том числе с международными финансовыми учреждениями — МВФ, Всемирным банком, ЕИБ, ЕБРР, — говорит Борис Кушнирук. — Получение от них финансовой помощи и последующих траншей кредитов будет поставлено на паузу. И скорее всего, на неопределенный срок.
В самом же Международном валютном фонде уже заявили, что обеспокоеныугрозой потери независимости Нацбанка из-за отставки его главы Якова Смолия.
Не все так страшно?
Хотя есть ряд экспертов, которые смотрят на отставку Якова Смолия с положительного ракурса. Некоторые даже умудряются шутить по этому поводу.
— Массовка из-под Печерского суда занимает очередь в обменниках, — пошутил экс-председатель правления «Укргазбанка» Василий Горбаль, намекая на то, что новости про обвал курса разносят сторонники экс-президента Петра Порошенко.
Председатель Национального совета экономического развития Алексей Дорошенко уверен, что без насыщения экономики деньгами Украина долго будет выходить из кризиса, поэтому смену главы НБУ он воспринял позитивно.
— Без участия Нацбанка полноценно влиять на экономические процессы в стране невозможно, — говорит Дорошенко. — В этот капкан попал Денис Шмыгаль, правительство которого еще с марта представляет программы восстановления экономики, создания рабочих мест и массового кредитования, но дальше заявлений ничего не идет. Поскольку источником финансирования отечественной экономики могут быть доходы государственного бюджета или иностранные инвестиции, которые отсутствуют, то остается только путь контролируемой эмиссии и кредитования бизнеса частными и государственными банками.
Экономист Даниил Монин говорит, что «все, кто рассказывает про доллар про 100 и другие ужасы, сами того не понимая, тотально дискредитируют Национальный банк как институцию».
— Если все зависит от одного человека – это значит, что нет никакой институции, — говорит Монин. – На мой взгляд, НБУ как институция как раз есть, и поэтому смена главы особо сильно политику регулятора не поменяет.
По его словам, сейчас нет экономических причин для резкой девальвации гривны.
— Спекулянты могут раскачать сейчас курс, — говорит Монин. — Иностранцы могут начать активнее продавать ОВГЗ. Такой шантаж уже делали при увольнении Гончарука (на фоне отставки премьера и прекращения авиасообщения с Европой возник валютный ажиотаж как на межбанке, так и на наличном рынке — Нацбанку в марте пришлось организовывать рейсы по доставке в страну наличной валюты).
Поэтому курс может теоретически просесть. Но пока действует карантин и пока границы перекрыты, эти факторы играют на руку гривне. Поэтому я пока не вижу объективных причин, которые будут гнать курс вверх. Сбить панику для НБУ с такими резервами очень просто. В марте спокойно потратили на эти цели 2,3 млрд долларов и вернули их в следующие месяцы. Так что мой прогноз — до конца лета курс скорее всего будет до 27.5 грн за доллар.
Советник главы Офиса президента по банковским вопросам Виктория Страхова тоже не видит в уходе Смолия большой проблемы.
— За период перед выборами, избирательной кампании и на начальном этапе я слышала много апокалиптических прогнозов по поводу избрания и президентства Зеленского, — говорит Страхова. — Им не суждено было сбыться. Наоборот, многие показатели улучшились. Так будет и в этот раз. Рынки переварят новость и вернутся не круги своя.
Она назвала команду Валерии Гонтаревой и в дальнейшем Якова Смолия – профессионалами в кризис-менеджменте.
— Возможно, от эпохи кризис-менеджмента стоит перейти к эпохе развития, — говорит Страхова. — И несовпадение взглядов не может считаться давлением. У нас парламент независим, так же, как и суды, например, уже использующие антиколомойский закон. Я прошу всех сохранять спокойствие и работать на благо Украины.