Сто лет назад в нашей стране было объявлено, что Бога нет. Многие обрадовались этому перевороту бытия, ведь как хорошо, что Его нет: теперь человек сам займет освободившееся место. Нет больше над ним никого, кто указывает, как жить, нет христианской истории, нет ничьих заповедей. Этот энтузиазм отрицания жизни с Богом, жизни, как считалось, навсегда устаревшей и отжившей свой век, проявился, в числе прочего, и в наречении имен своим новорожденным малышам. До сих пор поражает оригинальность в придумывании новых имен: девочек-близняшек называли Рева и Люция, Индустриализация, а в честь праздника трудящихся – Даздраперма, что расшифровывалось, как «да здравствует первое мая». Мальчикам тоже доставались имена фантастические: Трактор, Портфель, Электрон, Дамир – «даешь мировую революцию», и т.п. Но потихоньку проходило лихое время молодых и задорных родителей – членов обществ безбожников; дети потихоньку меняли свои имена на менее экзотические.
Сегодня нет такого открытого отрицания Создателя и нет такой откровенной самоуверенности, что христианство – это что-то, совершенно тебя не касающееся. Новорожденных приносят в храм, посвящают Богу и нарекают им христианские имена. Это имя становится неотделимым от человека во всю его жизнь, определяет его судьбу, с этим именем Господь призовет его в вечность.
Одно из таких имен, которым называли многие века и называют доныне мальчиков в нашей стране, — Андрей. Завтра, 13 декабря, в православном календаре этот день отмечен красным цветом в честь апостола Андрея Первозванного. С вопросами об этом человеке и о его имени мы обратились к настоятелю Свято-Богоявленского собора Энергодара протоиерею Василию Броде.
— Отче, мы посмотрели украинский архив с рейтингами самых популярных имен новорожденных с 2008 по 2020 год. Имя Андрей за этот период остается среди первых пятнадцати. До 2013 года оно постоянно занимало вторую позицию. Опережал его только Матвей. Как Вы думаете, почему это имя – одно из самых любимых в нашем народе?
— Думаю, что причины могут быть разные, например, называют сына в честь отца или деда, или просто нравится это имя, ведь оно и вправду красивое и звучное. С греческого Андрэас переводится как «мужественный», «храбрый». Какое же еще нужно имя мужчине? Но мне радостно, что этим красивым именем называют наших детей, потому еще, что оно для нас издавна родное – это имя небесного покровителя Украины – Андрея Первозванного, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа.
— Это интересно: объясните, пожалуйста, почему он считается покровителем Украины?
— Апостолу Андрею выпал жребий идти с христианской проповедью в восточные от Иерусалима страны — во Фракию и Скифию. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался со своими учениками и, как написано в «Повести временных лет», сказал им: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол Андрей поднялся на гору, благословил это место и водрузил крест. Отсюда он отправился выше по Днепру, дошел до Новгорода, прошел через земли варягов на юг, в Рим, вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии — будущем могучем Константинополе — основал христианскую Церковь.
Память об этой проповеди апостола Андрея свято хранилась на Руси. В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей и в 1086 году основал в Киеве Андреевский монастырь. В 1089 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного.
Таким образом, мы и считаем его покровителем Украины, ведь именно он стал тем посланником (так переводится слово «апостол») Иисуса Христа, который освятил нашу землю проповедью Нового Завета с Богом.
— А почему его второе имя – Первозванный?
— Потому что он призван Иисусом Христом на великое служение самым первым из всех людей. Мы читаем у евангелистов Матфея и Марка о том, что проходя близ моря Галилейского, Иисус увидел Симона и его брата Андрея, закидывающих сети в море, и позвал их с Собою. Андрей первым откликнулся на этот призыв и сразу пошел за Христом. Такова была его духовная жажда, желание быть с Богом. Это, наверное, и увидел Христос в его сердце, призывая на служение.
— Для многих давность событий означает их мифологичность. Жил человек или не жил, неизвестно, а может, это чья-то придумка, проверить-то невозможно. Апостол Андрей действительно жил и действительно был со Христом?
— Да, жил и был. Как вообще можно удостовериться в том, был в истории такой человек или нет? По дошедшим документам, по свидетельствам тех, кто его знал, по следам и плодам его жизни. Все это есть. Кстати, предания об апостоле Андрее сохранились на пятидесяти языках. Своим святым покровителем его считают не только жители Украины, но и России, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии. А самые достоверные сведения об апостоле Андрее мы находим в первых пяти книгах Нового Завета – в Евангелиях и Книге Деяний апостолов.
— Расскажите о его жизни.
— Родился Андрей 2 августа 8 года до нашей эры в Вифсаиде, городе на берегу Генисаретского озера. Его отца звали Ионою, он был рыбаком, мать занималась хозяйством и детьми. Симон, который станет апостолом Петром, был его братом и шестым ребенком в семье. Андрей рос тихим, спокойным, исполнительным. Повзрослев, братья перебрались жить в Капернаум и там продолжали свое рыбацкое дело, но мысль посвятить себя Богу не оставляла Андрея. Когда он услышал, что на Иордане проповедует и крестит людей Иоанн Креститель, то сразу отправился туда и стал одним из его ближайших учеников. К этому времени ему исполнился 31 год. Весь народ ждал Мессию, ждал Его и Андрей. И, наверное, так искренне и горячо, что именно его Господь окликнул первым: « Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков»
(Евангелие от Матфея 4:18-19).
В Евангелии от Иоанна рассказано, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего пять ячменных хлебов и две рыбки. Это было время, когда за Иисусом шли тысячи людей, потому что видели чудеса, которые Он совершал. Иисус спросил апостола Филиппа: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» Филипп ответил: «Есть двести динариев, их хватит, чтобы купить хлеба, каждому понемногу». Апостол Филипп все еще жил и мыслил привычно, по-земному. Но тут ко Христу подошел Андрей и сказал: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?» Видно, что Андрей верит в могущество Христа, и при этом очень тактичен в своей просьбе. Просьбе не за себя, за всех. Такую скромность правильно назвать смирением, увидев которое, Иисус и призвал Андрея в свои ученики.
Из Евангелия мы узнаем и о том, что Андрей был тем, кто показал Спасителя язычникам, которые пришли в Иерусалим для поклонения истинному Богу. Евангелист Марк рассказывает, что святой Андрей был одним из четырех учеников Иисуса, которым Он на Елеонской горе открыл судьбы мира.
— Жизнь Андрея Первозванного закончилась так же трагически, как и остальных двенадцати апостолов?
— Да. Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный, был город Патры — ахайский город при входе в Коринфский залив. Сегодня это третий по величине город Греции. Апостол проповедовал там, исцелял больных. Многие горожане приняли святое Крещение, но не правитель Эгеат. Он оставался язычником, даже чудеса не вразумляли его, слова апостола вызывали гнев и желание избавиться от проповеди. Эгеат приказал казнить Андрея, назвав его учение безумием. И повелел распять апостола так, чтобы он дольше помучился. Андрея привязали к кресту, не вбивая гвоздей, чтобы не вызвать скорой смерти. По преданию, этот крест был особой формы – имел вид римской цифры Х, и до наших дней он называется Андреевским крестом. На месте распятия в Патрах стоит величественный собор Андрея Первозванного — самый большой в Греции. В нем хранится и крест, на котором был распят апостол.
— Итак, завтра всех, кто назван в честь святого апостола, можно поздравлять с именинами? Кстати, сейчас подумала, что у человека с именем Электрон именин не бывает, это грустно.
— Имена, которые мы носим, — это имена великих людей, людей, достигших в своей жизни христианского идеала. Наши имена – это наша судьба, опора на святых нашего рода. Точнее об этом сказал митрополит Сурожский Антоний (Блум): «Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно».
Я хочу поздравить всех Андреев с днем памяти их небесного покровителя. Сегодня, накануне этого дня, мы поговорили о том, каким необыкновенным человеком был апостол Андрей, как много послужил он Богу и людям. И все, кто носит это имя, должны стараться достойно делать это, равняясь на своего святого. Никогда не забывайте обращаться к нему, как старшему другу, который заслужил у Господа право помогать всем, а особенно тем, кого назвали в его честь.
В этот день в храмах звучит особый тропарь святому: «Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися мир вселенней даровати и душам нашим велию милость». Милости Божией всем, радости, здоровья, пусть продолжается благочестивая традиция нашего народа называть мальчиков прекрасным именем апостола Андрея.