Прощай, Doing Business! Почему экономисты не переживают по поводу исчезновения проекта Всемирного банка

Прощай, Doing Business! Почему экономисты не переживают по поводу исчезновения проекта Всемирного банка

Прощай, Doing Business! Почему экономисты не переживают по поводу исчезновения проекта Всемирного банка Комментарии: 0 DOING BUSINESS В отличие от наших политиков, экономические эксперты к рейтингам относятся без пиетета, отмечая, что любой из них – это возможность относительно недорого манипулировать общественным мнением.

Подорванное доверие

16 сентября Всемирный банк объявил, что прекращает выпуск отчета Doing Business (подробнее см. Справка), подчеркнув, что для ВБ жизненно важно сохранение доверия к исследованиям.

«Изучив всю имеющуюся на сегодня информацию о ведении бизнеса, включая результаты прошлых обзоров, аудитов, а также отчет, опубликованный сегодня Банком от имени Совета исполнительных директоров, руководство Группы Всемирного банка приняло решение прекратить выпуск отчета о ведении бизнеса, — говорится в заявлении ВБ. — В дальнейшем мы будем работать над новым подходом к оценке делового и инвестиционного климата».

Напомним, что после того, как в июне 2020-го было сообщено о нарушениях в данных Doing Business 2018 и 2020, руководство ВБ приостановило выпуск следующего отчета и инициировало серию аудитов как самого документа, так и его методологии. В результате были выявлены нарушения, связанные с именем нынешнего директора-распорядителя МВФ Кристалины Георгиевой, которая ранее занимала должность исполнительного директора ВБ.

В свою очередь Георгиева уже заявила, что принципиально не согласна с выводами и интерпретациями расследования нарушений в данных.

Это как «орден», только лучше!

Чем бы ни закончилась эта история, рейтинга Doing Business нам, по-видимому, уже не видать. А ведь он был для наших чиновников настолько значимым, что они, если бы могли, вешали бы себе позиции в рейтинге на грудь, как ордена. О планах действий для повышения Украины в Doing Business в разное время говорили Арсений Яценюк, Владимир Гройсман, Петр Порошенко.

В 2019-м Алексей Гончарук прямо написал: он мечтает о том, «чтобы через 3 года Украина вошла в ТОП-10 рейтинга World Bank Doing Business».

Денис Шмыгаль в декабре 2020-го называл целью Украины в ближайшее время попасть в топ-30 рейтинга Doing Business.

А в июле 2021-го – то есть, когда расследование в ВБ уже шло полным ходом — в Минэкономики отчитались о том, что сделали для повышения позиций Украины в рейтинге Doing Business в рамках выполнения распоряжения Кабмина.

Между тем отечественные эксперты не раз указывали, что с рейтингом Doing Business что-то пошло не так. Например, аналитик Алексей Кущ еще в начале сентября обращал внимание на то, что Афганистан по процедуре подключения бизнеса к электросетям и разрешению неплатежеспособности в этом рейтинге оказался выше Украины.

«В рейтинге Doing Business-2020, Афганистан по индикатору регистрации предприятий занял 52-е место, а Украина – 61-е, — отметил эксперт. — Это все, что нужно знать о ценности рейтингов и «реформаторах», которые уже многие годы навязывают нам мнение, что всеобщее регулятивное упрощение приведет к всеобщему росту экономической сложности. Я уже по этому поводу приводил пример: можно создать терминалы по регистрации бизнеса на Луне за один клик, но вряд ли ими кто-то воспользуется».

Пару лет назад мне на глаза попался пост писателя и журналиста Константина Крылова «Глобальный рейтинг неважно чего по странам». Буквально в нескольких абзацах автор весело расписал, как составляются рейтинги, возбуждающие сильные чувства вроде «ох, мы опять в самой заднице». Журналист назвал 10 принципов составления любого рейтинга, и я тогда, шутки ради, проверила, насколько они прослеживаются в «счастливом рейтинге» ООН. В итоге по девяти пунктам из десяти оказалось полное или частичное попадание. 

Кстати, один из пунктов от Крылова звучал так: «Внизу Африка. Но Афганистан должен быть в самом-самом низу».

И как знать, может быть, категорическое попрание этого совета авторами Doing Business и привело к такому фиаско?

Прощай, Doing Business! Почему экономисты не переживают по поводу исчезновения проекта Всемирного банка

Чиновники мечтали увидеть Украину в рейтинге Doing Business, но теперь это стало невозможно. Фото: Thinkstock

«Впали в рейтинговую ересь»

А если серьезно: можно ли вообще доверять рейтингам? Насколько объективно они составляются? Рейтинги нужны составителям и читателям только как информповоды или действительно являются неким ориентиром, чтобы определить, в правильном ли направлении движется страна?

С этими вопросами «КП в Украине» обратилась к экономистам.

— Любой рейтинг, содержащий субъективные критерии и оценочные суждения составителей, может в той или иной степени лишь претендовать на объективность, – считает экономист Владислав Банков. — Заранее зная критерии и показатели, которые оцениваются, можно относительно легко манипулировать, что, собственно, и произошло. Но это прекрасно известно «всем причастным», так что преувеличивать роль рейтингов не стоит: ни один инвестор не принимает решения, основываясь исключительно на том или ином рейтинге.

По мнению экономиста, рейтинг – это не объективное ранжирование, а, скорее, возможность относительно недорого манипулировать общественным мнением. Ведь намного проще адаптировать что-то под заранее известные критерии и заявить, что мы поднялись в таком-то рейтинге на два пункта, чем провести реальные преобразования, пользу от которых увидит каждый гражданин страны.

Аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак соглашается: ни у бизнеса, ни у инвесторов ориентира на рейтинги нет. Любые инвестиции приходят только после независимых оценок ситуации, когда оценивается не только легкость ведения бизнеса, а и уровень коррумпированности государства, открытость экономики и т.д. Внешняя оценка любой страны по формальным критериям не всегда может отобразить реальность ситуации внутри государства, а внутренние оценки зачастую маскируют реалии. Соответственно, бизнесу выгоднее составлять личные рейтинги, прежде чем заходить на новый рынок. Исходя из всего вышесказанного, эксперт не считает прекращение выпуска Doing Business значимым событием.

— Любые рейтинги формируются под влиянием политических интересов, — говорит Орыщак. — До тех пор, пока есть целесообразность поддержания рейтинговых оценок и политические элиты вкладывают силы в подобную активность, рейтинги живут. Так что доверять рейтингам не стоит. Я бы относился к ним как к информационному поводу, чтобы было о чем поговорить.

При этом Алексей Кущ все же выступает за то, чтобы при оценивании рейтингов не впадать в крайности, а придерживаться золотой середины. По его словам, нельзя сказать, что рейтинги совсем ничего не значат, но и придавать им слишком большое значение не стоит.

— Основная проблема заключается в том, что, абсолютизируя рейтинговые показатели, украинские реформаторы впали в рейтинговую ересь, когда целью становятся не реальные изменения в стране, а места в рейтинге, — говорит эксперт. – Чиновники ставят самоцель в виде улучшения позиции в том или ином рейтинге во главу угла, под это разрабатываются целые программы, на это работают десятки грантовых площадок. Но при этом не берется во внимание простой факт: место в рейтинге – это всего лишь производная о состоянии экономики, а не основа, на которой она сможет вырасти.

СПРАВКА

Ведение бизнеса (Doing Business) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий для ведения бизнеса. Исследование проводилось по методике Всемирного банка и было основано на комбинации анализа нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и общедоступных статистических данных о регулировании предпринимательской деятельности.

Проект был разработан экономистом ВБ Симеоном Дьянковым и реализовывался с 2002 года. До сообщения о нарушении данных исследование представляло наиболее полный комплекс показателей регулирования предпринимательской деятельности по всему миру. Методика исследования и модель анализа считались универсальными инструментами, применяемыми в разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.

: в чем мы стали лучше, а в чем хуже​

Источник

Новости Украины