Скандальный законопроект №5600: власть борется с олигархами или средним классом?

Скандальный законопроект №5600: власть борется с олигархами или средним классом?

Скандальный законопроект №5600: власть борется с олигархами или средним классом?
Комментарии: 2

УНИАН

Принятый в первом чтении так называемый “ресурсный” законопроект хвалят представители власти, но ругают представители бизнеса и экономисты, ратующие за интересы среднего класса.

В четверг на внеочередной сессии депутаты приняли ряд резонансных законопроектов, один из которых, под номером 5600, преподносится как борьба власти с олигархами. Звучит солидно “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений”.

Однако в текст документа внесли ряд норм, которые ударят не столько по богатым и власть имущим, сколько по мелкому и среднему бизнесу, по украинцам, относящимся к среднему классу, владельцам земельных участков и пр. Налоговая получит дополнительные полномочия, а население и бизнес обложат дополнительными налогами.

Красивая обертка с горькой начинкой

В последнее время депутаты и власть научились заворачивать непопулярные реформы в красивые обертки. То под соусом свободного рынка проталкивают повышение коммунальных тарифов, то под видом наведения справедливости вводят “налог на Google”, который в конечном итоге заплатят потребители, а теперь под видом борьбы с олигархами решили немного “пощипать” средний класс. Справедливости ради отметим, что олигархам тоже увеличат налоги, но они пострадают куда меньше, чем простые граждане.

Если коротко перечислить все новации, то законопроект предусматривает введение НДС для нового жилья. В Минфине клянутся, что простых граждан этот налог не коснется, но эксперты рынка говорят об обратном. Некоторые из застройщиков предполагают, что рост цен составит 20%, что приведет к падению спроса и еще большему росту цен на новое жилье.

Также в законопроекте предусмотрено увеличение ставки налога на доход физлиц (НДФЛ) до 18% в случае продажи третьего и последующих объектов недвижимости в течение одного налогового года. Сейчас за такие операции ставка налога на доходы второго и последующих объектов недвижимости составляет 5%.

Как поясняют юристы, на самом деле общий налог при продаже такого жилья будет выше. Ведь кроме НДФЛ еще платится 1,5% военного сбора. Итого если сейчас налог при такой продаже составляет 6,5%, то он вырастет до 19,5%.

Отдельно стоит остановиться на аспекте изменения налогообложения земельных участков. Это особенно актуально с учетом того, что с 1 июля в Украине запустили рынок земли.

Минфиновский законопроект предполагает введение так называемого минимального налогового обязательства для владельцев земельных участков. По сути это налог, который нужно будет уплатить, если землей никто не пользовался.

За каждый год придется платить около 5% от нормативной денежной оценки земельного участка. Если учесть, что сейчас 1 гектар в среднем оценивается в 1 тысячу долларов, то за каждый гектар нужно будет заплатить ориентировочно 50 долларов, или 1400 грн в год. В бюджет за счет этого планируется получить около 10 млрд грн.

Платить такой налог обязаны будут все, даже владельцы небольших земельных участков сельхозназначения площадью от 1 гектара. Нужно сказать, что депутаты немного подняли минимальную площадь участка. В предыдущей версии предлагалось вводить налог даже на огороды от 50 соток.

Минимальное налоговое обязательство не определяется для земучастков, которые используются дачными и садовыми кооперативами, для земель запаса, невостребованных паев, распорядителями которых выступают органы местного самоуправления, земельных участков зон отчуждения и безусловного отселения.

Кроме того, предусматривается отмена моратория на индексацию нормативной денежной оценки земель, от которой зависит размер налогов сельхозпроизводителей и арендная плата за пользование землей. Более подробно о планах правительства читайте здесь.

Скандальный законопроект №5600: власть борется с олигархами или средним классом?

Налог на землю придется платить абсолютно всем владельцам паев. Фото: wilkoszenator с сайта Pixabay

Плюсы и минусы для бизнеса

Как же планировали “раскуркуливать” олигархов? Суть “антиолигархических” норм, внесенных в закон, в том, что при росте стоимости сырья в мире будут расти и ставки налогов для экспортеров железорудного сырья.

Согласно документу рента на железную руду рассчитывается с помощью формулы, в которой ставка налога привязана к цене руды на мировых рынках. По оценке профильного издания GMK Center, изменение методики расчета ведет к существенному росту рентных платежей. По новой методике, при цене $122/т (среднегодовой прогноз железорудного сырья по цене на 2021 год) годовые платежи увеличатся на $600 млн, до $840 млн в год, а при цене $80/т – на $230/т (до $390/т).

То есть олигархи заплатят в бюджет дополнительные 600 млн долларов, или около 16 миллиардов гривен. Но в правительстве планируют этим законопроектом увеличить поступления в бюджет на 50 млрд грн. Несложно подсчитать, что остальные 34 миллиарда гривен заплатят вовсе не олигархи, а малый и средний бизнес, а также простые граждане.

При этом представители бизнеса критикуют нормы законопроекта, которые фактически развязывают руки налоговой, которая сможет самостоятельно списывать деньги со счетов предприятия, а тем уже придется оспаривать такие действия в суде. Кроме того, законопроект предусматривает запреты на выезд за границу руководителям предприятий, у которых есть задолженность по налоговым обязательствам.

Бизнес уйдет в тень?

Естественно, что в такой ситуации бизнесу будет проще уйти в тень. То есть закон приведет к тому, что вместо наполнения бюджета это приведет к падению поступлений от налогов.

“Предложенные правительством меры в период экономического кризиса способны только углубить кризисные явления в экономике и уменьшить налоговые поступления в бюджет, – сообщили в Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА). – По предварительным расчетам Минэкономики, уровень теневой экономики в 2020 году составил 30% от объема официального ВВП, что на три процентных пункта выше показателя 2019 года. Если правительство и ВРУ продолжат использовать только методы усиления налогового давления на бизнес, расширяя и без того немалые полномочия различных контролеров, то теневой сектор будет только расти”.

Также бизнес-ассоциация выступает против нормы, которой предлагается внести изменения и установить ограничения для крупных налогоплательщиков на перенос убытков прошлых периодов. То есть бизнесу предложат заплатить налоги даже в том случае, если они получили в прошлом убытки. От этого в первую очередь пострадают банки.

В Сети предприниматели уже шутят, что “если у вас есть ферма с 5600 коровами, то в случае получения убытков животных придется меньше кормить и больше доить, чтобы заплатить налоги государству”.

В ЕБА говорят, что законопроект №5600, который увеличивает нагрузку на добросовестный бизнес и создает условия для усиления необоснованного давления на бизнес, является попыткой сойти с пути цивилизованного развития экономики. Поэтому бизнес предлагает между первым и вторым чтением законопроекта убрать наиболее резонансные нормы из него.

Экономисты тоже не понимают, зачем нужно сейчас вводить этот законопроект, ведь экономика только оправилась от ковидного шока и начинает восстанавливаться.

– Я не понимаю, зачем поднимать налоги по всем фронтам на 50 млрд гривен, если экономика в текущем году за счет лучшего восстановления даст дополнительно 90 млрд гривен налогов, – говорит экономист Даниил Монин.

Некоторые эксперты говорят, что, возможно, в “ресурсный закон” специально добавили столько неприемлемых для общества норм, чтобы президент ветировал его после второго чтения, а вместе с этим не пострадают и сами олигархи, которым не хочется терять 600 млн долларов сверхприбыли в год. В противном случае принятие этого законопроекта может существенно снизить рейтинг власти со стороны электората.

Источник