Специалист по международному трудоустройству Василий Воскобойник: Украинцы сами вправе выбирать, где и у кого им работать
Комментарии: 2
Фото: minfin.com.ua
«КП» в Украине» разбиралась с самыми волнующими вопросами о наших заробитчанах и их влиянии на украинскую экономику.
Насколько легко найти нелегальную работу за рубежом и какие риски ждут нелегалов? Что сегодня мешает восстановлению международных рабочих связей? Чего в трудовой миграции для украинской экономики больше – позитива или негатива? Эти и другие вопросы «КП» в Украине» обсудила с президентом Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василием Воскобойником.
— На днях появилась информация о том, что только в сентябре в Германии задержали полсотни нелегальных заробитчан из Украины с поддельными трудовыми договорами. Неужели в Германии настолько легко найти работу без предварительной договоренности, что украинцы рискуют ехать в эту страну нелегально?
— Во всех странах мира можно найти нелегальную работу, потому что это выгодно тем, кто нанимает нелегалов: они экономят на этом большие деньги. Если говорить о Германии, то местный закон достаточно сурово относится к подобным работодателям, и устроиться нелегалом в крупную компанию практически невозможно, поскольку риски для работодателя очень велики. С другой стороны, если присматривать за детьми или ухаживать за стариками на дому, то такого нелегального работника проверяющие органы, скорее всего, не увидят, поэтому некоторые идут на это. Но нужно понимать: люди, которые соглашаются на использование поддельных документов для нелегального трудоустройства, рискуют получить не только штраф и депортацию, но и уголовное дело. Так что я бы всем советовал хорошенько подумать перед тем, как соглашаться на такие предложения.
— Германия сегодня не дает рабочих виз, получается, что легально устроиться на работу в этой стране сейчас невозможно?
— Да, это так. Но украинцы при наличии биометрического паспорта и без трудовой визы могут поехать в Польшу, даже невзирая на карантин. Правда, это правило не распространяется для въезда в другие страны — члены Евросоюза. Украинским заробитчанам для трудоустройства в Чехии нужна рабочая виза, но документ снова-таки не позволит работать в других странах ЕС. Для Германии, кроме рабочей визы, уже нужно добавить сертификат о владении немецким хотя бы на уровне B1. Так что Польша остается наиболее популярным направлением для трудовых мигрантов из Украины. Если у вас есть работодатель, который хочет вас взять на работу и готов выслать приглашение, это дает право заехать в Польшу и на протяжении 90 дней там легально работать.
— Статистика говорит о том, что поток денег заробитчан в Украину снизился на 11% по сравнению с прошлым годом. Какие здесь прогнозы? Как долго будут восстанавливаться рабочие связи между странами и как быстро мир сможет вернуться к прошлогодним уровням?
— Восстановлению рабочих связей между странами сегодня мешает одно главное препятствие – коронавирус. Пока количество заболевших в Европе растет с каждым днем, делать прогнозы по росту занятости украинцев за рубежом нельзя. Но, с другой стороны, на наших соотечественников давит безработица на родине, которая продолжает расти. И многие из них видят выход в поездке на заработки за границу. Если не случится глобального роста заболевших на континенте, то уже в следующем году трудовая миграция украинцев вернется к показателям 2019 года, а может и превысит их. При сегодняшнем развитии коммуникаций и транспортных связей восстановить поток желающих ехать на работу за границу можно в течение нескольких недель.
— В то время как одни эксперты говорят, что деньги заробитчан поддерживают экономику, а сами они не давят на украинский рынок труда, другие отмечают, что это путь в никуда: трудовые мигранты пытаются перевезти к себе семьи, и в результате деньги в Украину посылать будет просто некому. Как по-вашему, чего в трудовой миграции для украинской экономики больше – позитива или негатива?
— Украинскую трудовую миграцию нельзя назвать позитивным или негативным явлением. Многие эксперты смотрят на этот процесс с макроэкономических позиций и не видят за сухими цифрами судьбы конкретных людей. Отношение к трудовой миграции должно формироваться у каждого человека по-своему, в зависимости от его политических и экономических взглядов. Я считаю, что любой гражданин Украины сам вправе выбирать – где и у кого ему работать. Если не опустить на границах «железный занавес», трудовая миграция продолжится, даже если в нашей стране будет расти экономика. Потому что всегда найдутся страны, где жизнь будет казаться более привлекательной и перспективной. Однако государство должно делать максимум для того, чтобы максимально сократить количество граждан, которые выбирают трудовую миграцию из-за того, что дома просто нет работы или зарплата не позволяет достойно жить.
— Украинские заробитчане часто становятся жертвами мошенников, которые берут деньги за фейковое трудоустройство и потом исчезают. В лучшем случае вместо обещанной хорошо оплачиваемой работы они получают нелегальные условия и жизнь в бараке, а в худшем – вообще остаются ни с чем…
— Изменить ситуацию к лучшему может законопроект №2365 «О защите трудовых мигрантов и борьбе с мошенничеством при трудоустройстве за рубежом», который запретит посредникам брать деньги с соискателей. После принятия закона украинские трудовые мигранты больше не будут платить деньги компании-посреднику за вакансию, а на компании-нарушителей будут накладываться серьезные штрафы. В обществе быстро распространится информация, что платить деньги за вакансии за границей не надо, так что мошенники в любом случае быстро потеряют прибыль. В результате мошенничество существенно уменьшится, а постепенная легализация рынка международного трудоустройства приведет к созданию нормальной конкурентной среды и прозрачной работы бизнеса, что принесет государству деньги в виде налогов, а украинцев убережет от нечистых на руку бизнесменов. Кроме того, если компания-посредник будет плохо работать, утаивать реальную информацию о вакансии и условиях работы, она не получит от компании-работодателя деньги. Так что законопроект значительно повысит качество предоставления услуг для населения компаниями-посредниками.
Как я уже говорил выше, безусловно, задачей государства является создание благоприятных условий для трудоустройства граждан внутри страны, но оно также должно защищать своих граждан, которые по тем или иным причинам хотят работать за ее пределами.
— Верховная Рада получила этот документ почти год назад, и за это время он был принят лишь в первом чтении. Как вы считаете, что мешает его принятию – у депутатов есть более другие насущные дела или слишком мощное лобби мошенников по трудоустройству?
— Мне сложно комментировать депутатскую «кухню», потому что в парламенте каждый день рассматривается большое количество законопроектов, и все они в той или иной мере важны для страны. Я уверен, что у мошенников нет никакого лобби в законодательном органе страны, поскольку они не представляют собой единой организации и являются одиночками, которые пользуются юридической неграмотностью и доверием людей для того, чтобы выудить у них побольше денег. Я, со своей стороны, стараюсь донести до депутатов важность голосования во втором чтении за этот необходимый украинскому обществу законопроект и надеюсь, что он будет проголосован в ближайшее время после того, как ВР выйдет на работу из карантина.