Проверке подверглись большое количество региональных сетей, а также и основные всеукраинские продавцы топлива.
Топливный рынок лихорадит – то государство цены регулирует, то доллар взлетает, то белорусы угрожают остановкой поставок… Да и нефть в мире подбирается к трехзначным значениям. Итог – на стеллах украинских АЗС. В таких условиях активизируются разного рода «алхимики», заливая рынок низкокачественным кустарным топливом. Проверим качество топлива на АЗС.
В прошлом исследовании Института потребительских экспертиз, проведенном два месяца назад, было обнаружено 25% фальсификата. К сожалению, нынешний рейд показал рост уже до трети “не кондиции”. В этот раз эксперты также провели эксперимент – в ряде сетей покупали пробы бензина в городах и на трассе, чтобы определить корреляцию в зависимости от удаленности от контролирующих органов, как внутренних, так и внешних. Результаты – в конце материала.
Проверке подверглись большое количество региональных сетей, а также и основные всеукраинские продавцы топлива. В этом исследовании были отобраны образцы 16 сетей – WOG, ОККО, SHELL, ZOG, KLO, PRIME, АВИАС, ULTRA, БРСМ-Нафта, Avantage 7, UPG, CHIPO, Brent Oil, МОТТО, и две небольшие региональные сети АЗС – КСЕМ и Днепро-Нафта.
Как всегда, эксперты разделили результаты, полученные в лаборатории на зоны – зеленую, синюю и красную. В первую попали сети, результаты которых соответствовали всем нормативам и имели “запас прочности” по качеству, синюю – АЗС, топливо которых не имело нарушений по требованиям профильного ДСТУ, и красную – сети, топливо в которых оказалось не кондиционным, то есть имело отклонения в качественных показателях.
Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы, и объемные части ароматических углеводородов и бензола. Все вышеперечисленные показатели должны быть в рамках допусков ДСТУ, иначе оно может нанести вред и автомобилю, и экологии – фактически воздуху, которым мы дышим.
Результаты исследования бензина А-95 в феврале 2022 г:
АЗС(исследования по ДСТУ 7687:2015)Октановое число(исслед. метод)(норматив – не менее 95 ед.)Содержание серы, (норматив не более 10 мг/кг)Объёмная часть ароматических углеводородов (в %, не более 35)Объемная часть бензола (в %, не более 1.0)WOG (город)95,6725,70,54WOG (трасса)95,7624,90,53ОККО (город)95,6726,90,45ОККО (трасса)95,6827,40,39КLO (город)95,6925,70,372KLO (трасса)95,5925,30,4PRIME95,3830,70,75ZOG95,6739,80,46AVANTAGE 795,4730,30,44АВІАС95,61032,90,84CHIPO95,5933,50,51ULTRA95,51027,80,37SHELL95,6928,50,42UPG95,91026,40,44БРСМ-Нафта (город)94,2924,60,97БРСМ-Нафта (трасса)94,2624,30,496BrentOIL93,068,51,45МОТТО (город)90,55410,33,98МОТТО (трасса)92,3129,51,90КСЕМ92,379,72,32ДНІПРО-НАФТА95,62014,60,88
Зеленая зона
В зеленой зоне лидеров оказались 5 сетей – WOG, ОККО, KLO, ZOG и PRIME. Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число. Норматив установлен на уровне не ниже 95 единиц. Все образцы показали хороший результат – “запас” был у всех. Наибольший – у WOG (95,7 ед.). Их коллеги всего лишь на одну десятую не достигли лидера – ОККО, KLO, ZOG (95,6 ед). Замыкает пьедестал PRIME – 95,5 ед. Далее посмотрели на содержание серы, один из важнейших показателей, который напрямую является показателем долгой “жизни” двигателя. Минимальное значение выявлено в бензине А-95, приобретенном в сети WOG (6 мг/кг), немногим больше у ОККО и запорожской ZOG (7 мг/кг). Это с запасом превосходит допуски Евро – 5.
Что касается содержания ароматических углеводородов, то у всех участников значения в пределах нормы, лучший показатель у KLO – всего 25,3%. Далее был проверен еще один важный показатель – содержание бензола. Этого токсичного вещества в бензине должно быть как можно меньше, поскольку увеличение его количества прямо воздействует на уменьшение ресурса двигателя. Результат – на “отлично”. Наименьшее количество – у ОККО (0,37 % при норме не выше 1%), и KLO (0,4%).
Синяя зона
Топливо, приобретённое на АЗС Avantage 7, SHELL, АВИАС, CHIPO, ULTRA и UPG, попали в синюю зону. Бензин А-95, реализуемый здесь, отвечал всем требованиям ДСТУ, и в целом имеет отличное качество. Практически все образцы отнесены в синюю зону из-за показателя содержания серы, которые находятся на границе допусков нормативов (9-10 мг/кг при нормативе не более 10).
Красная зона
Красная зона вновь полна дискаунтерами, хотя в нынешних реалиях цена у них уже не так столь сильно отличается от сетей из зеленой и синих зон. Бензин А-95 не соответствовал ДСТУ у сетей БРСМ-Нафта, МОТТО, Brent Oil, КСЕМ и Днипро-Нафта. У первых четырех образцов был обнаружен недостаток “октана” – БРСМ-нафта (94,2 ед.), МОТТО (90,4 ед.), Brent Oil (93 ед.), КСЕМ (92,3 ед). И если Brent Oil и КСЕМ продают “девяносто второй” по цене “пятого”, то МОТТО не дотягивает даже до этого! Это серьезное нарушение, поскольку двигатели современных автомобилей четко настроены на соответствующий уровень октанового числа. Заправка бензином с пониженным числом как минимум увеличит расход топлива и уменьшит мощность двигателя, а как максимум может привести к поломке топливной аппаратуры.
Что касается вредной для экологии и воздуха серы – то превышение более чем в пять раз было обнаружено в образце МОТТО (54 мг/кг при норме не более 10), и в 2 раза в образце Днипро-Нафта. А самое интересное началось, традиционно, при проверке содержания бензола. Четырехкратное (!) превышение допустимого уровня этого токсичного вещества обнаружено в пробе МОТТО (3,98% при норме не более 1%).
Двукратное у КСЕМ и в полтора раза у Brent Oil. Практически на грани оказались образцы бензина БРСМ-Нафта и Днипро-Нафта (0,97 и 0,88 % соответственно). В общем, экологам стоит бить тревогу – при таких запредельных содержаниях бензола, проблемы со здоровьем у водителей и пешеходов практически неизбежны. Также эксперты обратили внимание на аномально низкое содержание ароматических углеводородов в образцах МОТТО, Brent Oil, КСЕМ и Днипро-Нафта (от 8 до 14%). Это чёткий маркер не заводского, кустарного производства.
В общем, исследование показало, что желание сэкономить в период турбулентности на рынке, может вылезти владельцам авто боком. Что же касается корреляции между бензином, который продают на трассе и в городах, то судя по итогам исследования, никакой разницы нет. Там, где компания думает о клиенте и своей репутации, географическое расположение станций не имеет значения. Ну а те, кто во главу угла ставят наживу – обманывают везде.
Читайте также:
- Как уберечь автомобиль во время оттепели: советы водителям
- Найден способ заряжать электромобили в 3 раза быстрее
- Нардепы предлагают повысить штрафы на нарушение ПДД в 10 раз
- Нардепы предлагают обязать водителей сдавать тест на алкоголь в крови после ДТП
- В Киеве состоялся допремьерный показ трех новых кроссоверов HAVAL