Усиление торговли с ЕС: Украине от этого ни жарко, ни холодно

Усиление торговли с ЕС: Украине от этого ни жарко, ни холодно

Усиление торговли с ЕС: Украине от этого ни жарко, ни холодно
Комментарии: 1

Фото: REUTERS

Европейская комиссия одобрила поправки к договору Пан-Евро-Мед, но, говорят экономисты, серьезного эффекта от этого для нашей страны не будет.

Поработали…

Пока Украина праздновала День Независимости, Европа работала. И результатом этой работы стало принятие Еврокомиссией пакета предложений, направленных на рост торговли между Европейским Союзом и странами, использующими конвенцию Пан-Евро-Мед, среди которых значится и Украина.

На первый взгляд кажется, что данная конвенция напрямую имеет отношение к Украине, по крайней мере, на слух. Тут тебе и «пан», и «евро», и «мед» — и все слова напрямую так или иначе связаны с нами.

Однако на самом деле, говорит эксперт института Growford Алексей Кущ, эта аббревиатура никак не связана ни с «паном», ни с «медом», да и к «евро» она имеет весьма отдаленное отношение. Пан-Евро-Мед – это самый обычный международный договор, призванный упорядочить понятие страны происхождения товара.

Что касается одобренного пакета, то он включает 21 предложение Совету ЕС, которые обеспечат более удобные правила торговых отношений Евросоюза с соседними странами. Кроме Украины, этот пакет вносит поправки в двусторонние соглашения ЕС с Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией, Фарерскими островами, Турцией, Египтом, Израилем, Иорданией, Ливаном, Палестиной, Грузией, Молдовой, Албанией, Боснией и Герцеговиной, Северной Македонией, Черногорией, Сербией, Косово. 

История вопроса

Алексей Кущ напоминает, что заключая соглашение о ЗСТ с Украиной, ЕС ввел жесткие требования к так называемому «уровню локации».

— Говоря простым языком, Европа четко определила удельный вес украинского сырья, полуфабрикатов, комплектующих, которые должны присутствовать в продаваемом на европейском рынке украинском конечном продукте, — поясняет эксперт. – Это сделали для того, чтобы в рамках соглашения о свободной торговле с Украиной в Европу, например, не попадали китайские автомобили с прикрученными в Мукачево колесами. Посыл прост: хотите продавать в Евросоюзе подсолнечное масло – делайте его из своей семечки, хотите продавать сухое молоко – используйте для его производства молоко местных коров и т.д.

Подобные правила объясняются не вредностью европейцев, а тем, что они следуют определенной стратегии. Дело в том, продолжает Алексей Кущ, что нынешняя модель торгового сотрудничества ЕС с периферийными странами опирается на ряд базовых принципов: максимально использовать сырьевой потенциал этих стран и при этом создавать им стимулы для появления производств, выпускающих самый разнообразный ширпотреб. В перспективе европейцы планируют этим ширпотребом заменить китайские товары, и искренне не понимают, почему украинцы, настолько близко находясь к европейскому рынку, не могут делать те же самые резиновые шлепанцы и продавать их в Европе. 

Теория и практика

К выполнению положений Региональной конвенции о Пан-Евро-Средиземноморских преференциальных правилах происхождения Украина приступила еще 1 января 2019 года. В теории соглашение Пан-Евро-Мед действительно выглядело очень красиво, ведь международный договор позволяет его участникам проводить так называемую диагональную кумуляцию. То есть, поясняют эксперты, сырье, закупленное в одной стране при производстве товара в другой, не будет восприниматься как «чужое» и на него будут распространяться преференции, заложенные в соглашении о ЗСТ с Европой.

Но на самом деле не все так радужно, как кажется на первый взгляд. И в этом вопросе, как это зачастую случается в нашей стране, между теорией и практикой лежит настоящая бездна.

По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, данное решение ЕС больше бюрократическое.

— Они упростили процедуру ведения переговоров с представителями ЕС по вопросам расширения льгот для стран, которые являются ассоциативными, — говорит эксперт. – Условно говоря, теперь на ведение переговоров нужно будет не шесть месяцев, а три, но это вовсе не означает, что ЕС согласится с условиями другой стороны. Процедура упрощается, но льготы нужно будет вырывать зубами.

А аналитик «Центра биржевых технологий» Максим Орыщак добавляет: одного соглашения с ЕС мало — необходимо подписать документы о создании зон свободной торговли со странами-партнерами.

— На сегодня Украина реализовала ЗСТ с крайне небольшим количеством стран из Пан-Евро-Мед, вследствие чего говорить о какой-то ощутимой выгоде пока рано, — отметил эксперт в комментарии «КП» в Украине». – Все дело в том, что украинский экспорт главным образом представлен сырьевыми товарами без высокой добавленной стоимости. В таких условиях ЗСТ с Турцией, Египтом или прочими производителями дешевой продукции приведут к падению прибылей немногочисленных украинских предприятий из несырьевых отраслей, из-за чего соглашение в итоге окажется невыгодным с экономической точки зрения.

Что касается новых поправок, то, подытожил Орыщак, они не должны оказать серьезного положительного эффекта, так как Украина все еще не может полноценно использовать соглашение для развития экспорта.

 

Источник

Новости Украины