Занимаетесь английским так же упорно, но не ощущаете прежнего прогресса? Причины и их решение

Если посмотреть на типичный путь того, который изучает язык, можно увидеть, что при должных упорстве и регулярности занятий в начале развитие стремительное и быстрое. Это вдохновляет и мотивирует заниматься дальше. Но достигнув определенного уровня (первая заминка случается на уровне В1), студент замечает, что темпы его развития заметно убавились. Но почему? Ведь он, как и раньше, старательно занимается.

Замедление прогресса — это норма? Научные факты

Есть такой термин — “учебное плато”. Он и указывает на периоды в обучении, когда прогресс становится более медленным и менее заметным. Заметьте, он не пропадает совсем, но становится трудно уловимым.

Итак, ученые говорят: это обычное явление, и оно временно! То есть, вы приложили массу усилий, взбираясь на вершину, образно говоря, но по дороге наверх вышли на плато — относительно ровную местность. Возможно, сама природа награждает нас местом для отдыха?

Если вы не желаете расслабляться, а хотите продолжать развиваться и достигать новых целей, вам в помощь еще один научный подход. Это закон Парето, или 80/20. Согласно ему, от 20% наших действий мы имеем 80% результата. В любом деле.

То есть, если вы хотите снова получать видимые результаты от обучения, обратите внимание на те, действия/методы обучения/навыки, которые вы не делали и не тренировали до этого. У каждого есть что-то свое “любимое” — говорение, письмо или грамматика. Возьмитесь за это всерьез.

Почему не стоит спешить покидать “учебное плато”?

Вот несколько аргументов за то, чтобы побыть на плато какое-то время, а не гнать себя к “вершине” без перерыва.

Как мы уже писали, природа продумала наличие таких плато по дороге к верхушке горы. Ведь на них путник может удобно отдохнуть и насладиться прекрасным видом природы с той высоты, которой он уже достиг.

Так и в обучении. Вы уже прошли определенный путь, и если очутились на плато — расслабьтесь. Окиньте взглядом свой прогресс, похвалите себя. Ведь если вы здесь, значит ваша стратегия обучения имеет успех. Откройте глаза на то, что вы уже умеете и чего достигли, чтобы с новыми силами двигаться дальше.

Займитесь чем-то приятным для себя. К примеру, попробуйте новые интересные приложения, почитайте книгу в оригинале или гляньте сериал без субтитров. Это будет одновременно и практикой, и наслаждением для вас. Наградите себя за все усилия и старания.

Но если вы чувствуете что уже “засиделись” на плато, вот 4 основные причины, почему не удается продолжить свой путь.

Что сдерживает ваш прогресс: 4 причины и их решение

Причина 1 — Ваш учебный план уже неактуален

По мере вашего развития важно пересматривать свою стратегию обучения и те методы/материалы, которые вы используете.

Решение: Во-первых, учебник должен соответствовать тем новым знаниям и навыкам, которые вы стремитесь освоить. Поэтому важно вовремя переходить на более сложные пособия.

Во-вторых, следите за тем, что не застревать на методах, которые для вас уже малоэффективны. К примеру, чтение адаптированной литературы на уровне В2 (https://grade.ua/esol/fce/) уже бесполезно — нужно читать оригинальные произведения. Также можно перейти на чтение английских новостных сайтов или газет.

Причина 2 — Ваша мотивация уже неэффективна

Мотивацию и цели также важно периодически пересматривать и обновлять, особенно когда вы вышли на плато. Ведь если вы там “зависли”, значит ваш мозг просто не понимает, зачем куда-то еще двигаться. И так хорошо.

Решение: посмотрите внимательно на те цели, которые вы поставили перед собой ранее. Возможно, вы уже их достигли? Или они перестали быть актуальными для вас? Тогда смените их.

То же самое касается мотивации. К примеру, вас вдохновляла мысль о повышении на работе или о смене места работы, для чего вы и учили английский язык. А теперь вас эта мысль не радует. Подумайте, для чего еще вы бы хотели использовать English? Путешествия, знакомства с интересными людьми, просмотр фильмов в оригинале? Пусть ваши цели мотивируют вас.

Причина 3 — Вашему мозгу скучно

Мозг может потерять не только ориентир, но и интерес. А если ему неинтересно, всё обучение будет из-под палки, из-за чего его продуктивность резко снизится.

Решение: разнообразьте свой учебный процесс. Подключите разные интерактивные методики, занимайтесь с интересными приложениями, попробуйте видео обучение. Современные технологии позволяют, пользуйтесь ими.

Причина 4 — Вы уделяете мало внимания слабому навыку

Вы можете делать это неосознанно. Чтобы проверить, ваш ли это случай, проверьте себя: выполнять какие задания вам нравится меньше всего? С какими навыками вы работаете неохотно, постоянно откладываете “на потом”?

То есть, добавьте осознанности и отыщите эти “слабые звенья”. Они есть у каждого, поверьте. Но подобные упущения — это ваши точки роста, которые и вернут то чувство сильного прогресса в обучении.

Решение: когда нашли свои слабые места в английском, составьте план обучения так, чтобы акцент был сделан именно на них. Включите разнообразие, чтобы мозг меньше сопротивлялся, делайте понемногу, но регулярно. Укрепляя то, что вы раньше обходили стороной, вы снова начнете прогрессировать и продолжите свой путь к вершине.