В оккупированном Луганске 18 июня этого года умер местный митрополит Московского патриархата Митрофан (Юрчук). На странице епархии опубликовали обычную новость, мол, умер от инфаркта, а тело митрополита перевезли в Киев и там похоронили. Но за несколько дней в сети появилась справка о смерти с печатью медицинского учреждения так называемой «ЛНР».
И тут началось самое интересное, потому что причиной смерти указан отнюдь не инфаркт, а травма головы с переломом костей черепа, пишет Дмитрий Горевой в Lb.ua.
В Луганск на ссылку
Митрополит Митрофан (Юрчук) родился в Хмельницкой области. Окончил Одесскую семинарию и Московскую академию. Церковную карьеру начинал под предводительством пророссийского митрополита Агафангела, хотя сам Митрофан имел репутацию умеренно проукраинского иерарха. Во времена правления митрополита Владимира (Сабодана) занимал довольно высокие должности, в частности был управляющим делами УПЦ МП, входил в комиссии диалога с Киевским патриархатом и УАПЦ (тогда это были настоящие комиссии, которые хотя бы над чем-то работали, а не занимались бутафорией). Но после скандального Синода 2012 года под руководством того же митрополита Агафангела, когда тройка пророссийских митрополитов решила узурпировать власть в церкви и сбросить Сабодана, Митрофан потерял должность управляющего делами, на его место назначили любимца диакона Вадима Новинского – митрополита Антония (Паканича).
В качестве компенсации митрополиту отдали Отдел внешних церковных связей, который из-за отсутствия какой-либо самостоятельной внешней деятельности УПЦ МП никакой роли не играл. Впрочем, через пол года, летом 2012 года, Митрофана отправили из близкой к столице Белой Церкви в далекий Луганск. После этого он уже не принимал активного участия в церковной политике.
После российской агрессии 2014 года Митрофан призвал считаться с так называемым «референдумом» о «независимость ЛНВ», встречался с главарем «ЛНР» Плотницким.
Смерть митрополита
Как официально заявили в епархии, митрополит умер от инфаркта. Эту версию распространяли и остальные официальные СМИ Московского патриархата. Его тело перевезли в Киев и похоронили в Киево-Печерской лавре – такое желание выразили родственники умершего. Интересно, как им удалось договориться о перевозке гроба через линию фронта. Спикер УПЦ МП митрополит Климент (Вечеря), к примеру, утверждает, что гроб с телом Митрофана верующие несли 2 км через пеший пункт пропуска в Станице Луганской.
Однако 22 июня издание «Главком» опубликовало интересный документ – справку о смерти с печатью медицинского учреждения так называемой «ЛНР». Причина наступления смерти — » закрытая тупая травма головы с переломом костей черепа и кровотоком под оболочку и к ткани головного мозга». Также указано, что место и обстоятельства, при которых была получена травма, неизвестны.
Оккупационные документы
Почти сутки официальные СМИ и подконтрольные УПЦ МП блогеры, телеграм-каналы и другие информационные площадки никак не комментировали новые факты. Позже появился комментарий официального представителя УПЦ МП митрополита Климента (Вечери) в стиле, что мы ничего не знаем, а так называемые документы «ЛНВ» нам, как гражданам Украины – не указ.
Очень странная, как по мне, позиция церкви, которая с начала российско-украинской войны отказывается называть вещи своими именами, отвечать на прямые вопросы относительно аннексии и оккупации украинских территорий. Но когда прижимают неудобными вопросами, то уже и «республиканские» справки не документы.
Хотя с юридической точки зрения с этим не все так просто. Фактически единственными документами, выданными на оккупированных территориях, которые признает Украина, и то довольно косвенно, являются как раз свидетельства о рождении и свидетельства о смерти. Точнее наше государство не признает их юридической силы, но на основании них в судебном порядке признает факт рождения или смерти. А уже на основании решения суда выдаются справки соответствующими государственными органами Украины. Собственно о такой практике говорится в официальном письме председателя Верховного Суда к вицепремьеру по вопросам деоккупации Алексея Резникова.
Однако даже без учета этих нюансов очень странно слышать от представителей УПЦ МП заявления о том, какие они очень патриотичные и как они не признают документов «ЛНР». Хотя на самих оккупированных территориях Московский патриархат прекрасно все признает, осуществляет перерегистрацию уставов своих общин, ведет полноценную деятельность и руководствуется местным оккупационным «законодательством».
Помню, как на одной пресс-конференции я спросил у того самого Климента (Вечери) о признании УПЦ МП вооруженной агрессии России против Украины. Он тогда начал говорить, что церковь не вмешивается в политику и они вообще ничего не знают, а занимаются лишь духовными делами. Но в случае, когда «документом ЛНР» их было загнано в угол, то они сразу четко начинают все понимать и осознавать недействительности актов оккупационной власти.
Что на самом деле произошло?
Я не уверен, что мы в ближайшее время узнаем, что на самом деле произошло с митрополитом Митрофаном (Юрчуком). Однако в церковном сообществе существует несколько версий.
Первая — официальная. Она опубликована на сайте Луганской епархии. Мол, диагноз инфаркта был предварительным заключением бригады скорой помощи, а уже после вскрытия установили инсульт. И скорее всего, митрополит шел, случился инсульт, он упал (здесь в епархии уточняют, что в его доме были бетонные лестницы), и именно тогда произошел перелом костей черепа.
Но как говорится, лучше бы епархия этого не писала. Потому как отмечает российский протодиакон Кураев, получается, что скорая приехала и не увидела черепно-мозговой травмы и лужи крови. Кроме того, в заключении судмедэксперта нет упоминания об инсульте. То есть предположения епархии не подтверждаются. Более того, как отмечает религиозный аналитик Татьяна Деркач, сам факт, что вскрытие проводил не патологоанатом, а судмедэксперт, свидетельствует о том, что у следователя были основания подозревать насильственный характер смерти.
Также интересна фраза о том, что на место происшествия прибыл наряд оперативной группы криминалистов и они не обнаружили следов насильственной смерти. То есть здесь документы «ленееровских криминалистов» Московский патриархат удовлетворяют, а заключение судмедэксперта – нет. «Здесь едим, а тут рыбу заворачиваем».
Вторую версию выдвигает издание «Главком» со ссылкой на собственные источники, мол, у митрополита был конфликт с кем-то из силовиков так называемой «ЛНР» и тот проломил ему череп. Источники в церковных кругах пересказывают третью версию. Что митрополит в состоянии алкогольного опьянения имел спор философского характера с одним из архимандритов и тот в приступе гнева пнул его, а Митрофан вследствие этого упал с лестницы.
В любом случае УПЦ МП следовало бы честно признаться, как именно умер митрополит.