С 16 ноября в Запорожье возобновились очное обучение. За парты вернулись ученики 79 школ, 15 — оставались учиться дистанционно, 22 — перешли на комбинированную форму. Многие родители ликовали, потому что не справлялись с дистанционным обучением по разным причинам. Другие же — недоумевали, почему в разгар пандемии детей снова отправляют в школы, где карантинные требования соблюдаются через раз. Некоторые запорожцы решили оставить детей на «дистанционке», фактически взяв всю ответственность за обучение на себя.
В этом материале 061 рассказывает истории шести семей: почему они решились на «удаленку», чего это стоит и как повлияло на успеваемость детей.
СВЕТЛАНА ЧУМАЧЕНКО, маркетологиня и сексологиня, дети в 6 и 11 классе
«Мы приняли такое решение, потому что ситуация в городе сложная. Пугает не столько сам коронавирус, сколько страх не получить помощь или надлежащее лечение. Больницы забиты, врачи нарасхват. Поэтому решила, что в приоритете – здоровье детей, а не красивый табель
Родители детей из разных классов сейчас собирают заявления, чтобы всю школу перевести на дистанционку, так как учителя не могут одновременно вести онлайн и оффлайн-уроки. В родительском чате мнения разделились. Некоторые родители работают, и обучение оффлайн для них спасение. Некоторые решили оставить детей дома, после того, как дети час простояли на остановке – не смогли доехать общественным транспортом. Часть родителей изначально заявили, что не собираются рисковать здоровьем детей.
Мой ребенок все понимает: «Мама, я же могу сильно не болеть, но принесу инфекцию домой. Я общаюсь с бабушками и могу их заразить. А для пожилых это очень опасно». Так что, в школу дети не хотят. Они уже взрослые и понимают риски. Вторая причина – свой ритм в обучении.
Со старшей (11 класс) все очень легко. YouTube, каналы в Telegram, Instagram-аккаунты с подготовкой к ЗНО – Алина сама знает, где найти нужный контент, и самостоятельно обучается. Такой процесс налажен давно. Не секрет, что бывают слабые и сильные учителя. Поэтому еще с класса седьмого я учила дочь искать видеоуроки или приложения для изучения тех предметов, которые подаются в школе слабо.
С младшим (6 класс) сложнее. У него отсутствует мотивация искать и фильтровать информацию. Одних учебников мало, способ подачи информации в них устарел уже лет 20 назад. Частично занимаюсь с ним самостоятельно. Часть предметов смотрим на YouTube. И также зарегистрировала его в некоторых бесплатных онлайн-школах, где в игровой форме можно изучать некоторые предметы.
Успеваемость — это отдельная боль. Например, учитель выставляет в гугл-классе задание в 14:00 с условием, что оценка будет снижена на 2 балла, если ученик не сдаст материал до 17:00. Во-первых, ребенок не сидит весь день за ноутом, чтобы отслеживать уведомления. Во-вторых, чтобы сделать задание, нужно освоить материал (самому или с родителями, ибо урока-то не было), выполнить, отправить фото. Не секрет, что большинство детей просто берут ГДЗ и списывают — этим они делятся в своих детских чатах. Особый «восторг» вызывают труды и физкультура онлайн, где дети ничего не делают физически, а сдают все в теории.
Вопрос не в дистанцонке, и не в том, что учителя не смогли перестроиться. Вопрос вообще в системе образования, которая работает по схемам 30-летней давности. Тогда был упор на запоминание и воспроизведение. Сейчас ребенку доступна любая информация, телефон дает ответы на все вопросы, уже нет необходимости держать в голове содержание книг. Нынешняя задача школы – научить собирать, фильтровать информацию, а потом ее анализировать и делать собственные идеи и выводы.
Оценки не отражают объективную реальность по двум простым причинам: учителя практически не проводят онлайн-уроки, нет контакта с учениками. Баллы ставятся на основании д/з, которое может быть списано с учебника готовых решений. Второе – система основана на заучивании и повторении, а это не знания, а просто способность воспроизводить выученное на память.
Поэтому оценки отслеживаю, но делать из них смысл жизни..? Больше ставка на эрудицию и интеллект, поэтому дома книги, шахматы, головоломки».
АНЖЕЛА ИВАНОВА, парикмахерка, дети в 5 и 8 классе
«Нашей бабушке 68 лет. Я знаю, какие осложнения могут быть в таком возрасте, и не хочу рисковать ее здоровьем и ее жизнью Я единственный работающий член семьи и не могу позволить себе болеть, тратить приличную сумму на лекарства. Да, я боюсь что дети принесут вирус из школы. Никто не следит за тем, сколько раз в день дети меняют маску. Никто не следит за тем, соблюдают ли они социальную дистанцию. Во время урока за одной партой сидят два ученика. Дети и учителя в классе находятся без масок.
На мою позицию в школе отреагировали нормально: выслали образец заявления и объяснили, что вся ответственность за образование детей (в данный период) ложится на мои плечи. Проверять домашние работы никто не будет. Отправлять видео-материал, как во время дистанционного обучения, тоже не будут. Нам дадут план и мы будем самостоятельно изучать материал. Контрольные работы дети будут писать в школе. Результаты покажут — справились мы или нет.
В родительском чате говорили лишь одно — скорей бы в школу! Мои вопросы по поводу дистанции и масок лишь злят родителей. Многие считают это просто бредом. На вопрос учителя «Были ли вы контактными во время осенних каникул?» все как один ответили: «Нет!». Такая реакция — лишнее доказательство того, что я действую правильно. Мне кажется, что многие взрослые люди до сих пор не понимают, что такое вирус, что значит быть контактным и так далее.
Я объяснила, чем мы рискуем, и дети отнеслись с пониманием. Конечно, им хочется быть с одноклассниками. Им нравится ходить в школу. Но они сами понимают, что на сегодняшний день, к большому сожалению, соблюдать все меры предосторожности в школе просто невозможно.
Я не учитель и мне очень сложно. Почти весь день приходится заниматься. На работу остаётся очень мало времени. Три раза в неделю дети занимаются с репетиторами. Успеваемость стала лучше — это же индивидуальный подход. А вот психика у меня как преподавателя-самоучки сильно пострадала
Теперь, помимо витаминов, в нашей домашней аптечке всегда есть успокоительные препараты».
ЮЛИЯ ПАВЛОВА, работает в благотворительном фонде, мама в детском доме семейного типа: пятеро детей во 2, 7 и 9 классах
«Я решила перевести детей на дистанционку, потому что вижу количество заболевших. Для меня остаться дома — социальная ответственность. У нас большая семья — пять человек из группы риска.
В школе к этому отнеслись нормально, с пониманием. Написала заявление до конца карантина. Многие учителя тоже боятся ездить на работу и осознают все риски. В родительских чатах настроения разные: от осознания необходимости локдауна до ликования от того, что дети пошли в школу. Многие сторонники очного обучения весьма агрессивны, при этом аргументов у них нет — только восклицания: «Все переболеют», «Мы уже и норм», «Дети должны ходить в школу!».
Сначала дети отнеслись к дистанционке с вдохновением, но сейчас уже просятся в школу.
Если честно… Это тяжело. У нас в семье пять школьников: 2-й, 7-й и 9-й классы. У всех есть провалы в обучении. Занимаюсь, в основном, с малышами. Один-два предмета в день, но капитально. Старшим помогаю по запросу. Дистанционка проявила серьезные пробелы в знаниях.
Успеваемость — моя больная тема. Вижу, что у старших детей много нарисованных оценок. Я этого не люблю. У одного из сыновей успеваемость снизилась. Он очень умный, но ленивый, к тому же, если он считает что дисциплина ему не пригодится (например, рисование), то не хочет этим заниматься. В общем-то дистанционное обучение вскрыло много нарывов и дало почву для размышлений.
Лично я жду улучшения эпидемиологической обстановки и возвращения детей за парты. А ещё я мечтаю о том, чтобы школа очеловечилась и стала более современной. Пока что дети многое узнают из мемов, видосиков и самостоятельно прочтённых книг».
АННА КУРНАЦКАЯ, мастерица студии керамики, ребенок в 3 классе
«Домашню або сімейну форму освіти ми з сином обрали з початку навчального року. Тобто уже з вересня Дем’ян навчається вдома. Причин на зміну форми навчання було декілька. По-перше, і сину, і мені сподобалася вимушена «дистанційка», на яку діти перейшли весною через пандемію. У той час, як більшість батьків стогнали від втоми і безпорадності, наша сім’я насолоджувалася тим, що не треба вставати рано вранці, постійно кудись поспішати, сидіти до ночі за «домашкою», рахувати дні до вихідних. Так ми зрозуміли, що нам до вподоби розмірений спосіб життя, без поспіху і перебіжок між школою та гуртками.
По-друге, сину дуже сподобалися уроки МОН, які транслювалися весною по телевізору. Я почала шукати контент в інтернеті, який би допоміг йому зрозуміти нові теми. І побачила, що його настільки багато, і він буває набагато цікавішим, ніж звичайні шкільні уроки. Так я зрозуміла, що сьогодні, аби отримати необхідні знання, не обов’язково ходити до школи.
По-третє, я сама працюю вдома, тому в нашій сім’ї не стоїть питання «пристроїти» дитину на час роботи. Я без проблем можу відволіктися, коли сину потрібно щось пояснити, допомогти чи перевірити. Плюс в школі купа предметів, на які витрачати час відверто шкода. Скажімо, Дем’ян вчиться в школі мистецтв, опановує скрипку. Тож нащо йому витрачати 40 хвилин на урок музики у звичайній школі? Те саме з фізкультурою, малюванням та, навіть, «Я досліджую світ». Так я усвідомила, що не відвідуючи школу, можна зекономити час, який потім присвятити розвагам, відпочинку чи заняттям у гуртках.
І по-четверте, ще весною я розуміла, що пандемія – це надовго. І з осені в школі буде хаос: постійні карантини, переходи на дистанційку і назад. Що в принципі зараз і відбувається. Діти дезорієнтовані – про якісні знання, соціалізацію, спілкування в такій ситуації говорити не доводиться.
Уже в травні я звернулася до завуча з питанням, як можна перейти на сімейну освіту. Вона роз’яснила, що необхідно написати заяву, отримати підручники та індивідуальний план, а потім приходити здавати контрольні. Заяву я написала у серпні. Щодо реакції адміністрації, то завуч попередила про те, чому варто відвідувати школу, чому важлива соціалізація і чому не слід створювати для дитини тепличні умови. З розмови, яку ми вели у серпні, я зрозуміла, що на сімейній освіті перебувала лише одна дитина в школі, і вона вже повернулася назад до класу. Коли ж у жовтні ситуація з Covid-19 почала загострюватися, в батьківському чаті деякі батьки піднімали питання щодо можливості навчатися дистанційно, але чи перейшли вони на таку форму, я не знаю.
За три місяці «домашки» ми училися вчитися вдома. Я учу Дем’яна зранку складати план справ, виділяти пріоритети. Він пише, які б уроки хотів повчити сьогодні. Щось робить самостійно, нові теми з деяких предметів розказую йому я. Англійської вчить бабуся. «Я досліджую світ» та «Читання» ми проходимо в парку чи на природі. А математику – частенько зі смаколиками в кафе, так поєднуємо важке з приємним.
Дем’яна поки все влаштовує. Говорить, що з мене виходить гарний вчитель. У школі йому відверто не подобалося, тому він не жалкує, що не ходить на уроки з усіма. Єдине, чого бракує — спілкування з однолітками. Але це зумовлено не відсутністю школи в житті Дем’яна, а карантинними заходами, обмеженнями в пересуванні і відвідуванні гуртків.
Щодо оцінювання, то я вважаю його не головним у навчанні. В попередніх класах Дем’ян показував добрі результати. Перші контрольні цього року також здав на «достатньому» рівні. Обравши сімейну форму освіти, необхідно показувати результати на «середньому» рівні. Гадаю, що Дем’ян з цим впорається без особливих проблем».
ДАРЬЯ ГУРОВА, преподает в университете, ребенок в 6 классе
«Решение оставить дочку дома было продиктовано тем, что Запорожье вошло в красную зону, то есть большое количество заболевших коронавирусом с тенденцией увеличения. Дети переносят заболевание легко, но могут быть носителями вируса, что опасно для более взрослого поколения, особенно учитывая какие-либо сопутствующие заболевания.
В школе (Гимназия №25) директриса отнеслась с большим пониманием. Никаких проблем особо не возникло. Единственный момент – пришлось написать заявление, что ребенок не будет посещать школу неделю по семейным обстоятельствам (так как организовать очное и дистанционное обучение одновременно школа не может).
Родительский чат, на удивление, молчит (хотя возможно они создали другой, где меня нет, потому что я другим родителям напрямую говорю, что думаю). Всего пару родителей перед выходом детей в школу написали: «Неужели завтра все-таки выходим?». Настроения по поводу дистанционки негативные, многим не нравится, но это больше из-за того, что родители сами не могут разобраться в системе электронного дневника и ссылок, которые дают учителя.
Моя дочка первую неделю просидела дома с удовольствием. Но вот на вторую – сама напросилась идти в школу. Многие дети хотели в школу, это факт.
Мне лично не очень сложно было с дистанционкой, так как Маша большую часть уроков делает самостоятельно, изредка просит о помощи. Только надо было контролировать и постоянно напоминать, чтоб она не забыла сбросить выполненные задания учителям. Мы сделали себе таблицу, где прописали расписание уроков, сроки их выполнения и место для пометки о состоянии готовности. Так было легче понимать и не забывать что сделано, а что нет.
Однако, успеваемость стала ниже. Если до шестого класса Мария была отличницей, то сейчас я вижу, что будет много четверок. Но мы на это не обращаем внимания. Оценки зачастую очень субъективны. Хотя думаю, что многое придется наверстывать потом, в старших классах или с репетитором.
Дистанционка весной и сейчас – две большие разницы. Сейчас больше учителей работает с зумом, все было гораздо лучше организовано, хотя были накладки. Конечно, очное образование лучше, но здоровье ребенка и семьи гораздо важнее. К сожалению, наш опыт закончился через неделю. Мы прислушались к ребенку — потому что она очень просила разрешить ходить в школу, скучала по общению».
МАРИНА МОИСЕЕНКО, журналистка, ребенок в 9 классе
«Стремительный рост заболеваемости COVID-19 в городе и области (в том числе у детей), риски инфицирования в школе и заноса инфекции в семью (дети одни из бессимптомных переносчиков вируса), переполненные больницы (понимание того, что в случае заболевания получить адекватное лечение будет проблематично) — основные аргументы в принятии решения оставить дочь, ученицу 9 класса, на дистанционном обучении.
В школе сначала предоставили выбор: онлайн и офлайн формы обучения. И предложили заполнить заявление с «хитрой» формулировкой «відповідальність за життя, здоров’я та навчальні досягнення сина/доньки залишаю за собою». По сути, теперь школа не несёт ответственности за уровень знаний тех, кто остался на дистанционном обучении. В итоге на занятиях в классе присутствуют около 10 человек из 27. После недели таких занятий в классах, во время которых учитель должен уделить время и присутствующим на уроке, и ученикам в видеоконференции (проще было когда все были на дистанционке), объявили, что теперь будут уделять основное время только присутствующим на уроке детям. Занятие в онлайне проводить не обещают. На вопросы родителей ответ один — в заявлении именно родители берут на себя ответственность за учебные достижения ребёнка.
Родители в чате разделились на несколько лагерей: те, кто осознают риски заражения, и те, кто считает безопасным обучение в классах в привычном режиме. К конфликту это не приводит, но разобщенность чувствуется.
Зато настал тот небывалый момент, когда дети хотят и очень хотят ходить в школу. Дистанционная система обучения не даёт нужного уровня знаний, успеваемость падает. В семье с круглосуточно работающими родителями среди недели заниматься с ребёнком времени нет. Использую выходные, если есть.
Учитывая двойную нагрузку для учителей и то, что некоторые не могут проводить уроки онлайн, предложила временно создать альтернативную схему обучения. Идея в том, чтобы перенаправить обязательные благотворительные взносы, которые фактически являются оплатой за обучение в муниципальном лицее, на подбор репетиторов из других школ или ВУЗов по предметам, которые не преподают школьные учителя в дистанционном режиме.
Рассматриваем создание групп учеников, которые могли бы заниматься с репетитором удалённо за деньги, которые раньше доставались школе. А месяц обучения (без штрафов за низкие оценки) обходится минимум в 500 гривен. Простая математика: группа из 10 учеников может располагать суммой минимум 5000 гривен для работы с репетиторами по учебному плану. Вот только этот план не так просто получить от школы. Для этого необходимо писать очередное заявление на перевод ребёнка на так называемое «домашнее обучение» — а это ещё более обязывающий формат юридически. Пока уперлись в это препятствие.
Первая волна дистанционного обучения стала настоящим вызовом и для педагогов, и для учеников. Сегодня многие процессы уже отработаны и система становится более эффективной, но все ещё далеко не совершенна«.
Напомним, в Запорожской области за сутки выявили 1087 новых случаев заражения коронавирусом.