В Берлине в эти дни проходит главное кинособытие Европы — немецкий кинофестиваль Берлинале. 70-й по счету, он стал во многом инновационным — главным образом в принципах отбора фильмов на фестиваль.
В прежние годы в Берлинале были представлены фильмы о Мариуполе, снятые в Мариуполе. Украина также очень ожила в плане кино и выставляет на конкурс или вне конкурса украинские фильмы.
Что же происходит на фестивале в этом году?
Как отмечают кинокритики, на этот раз Берлинале сменил многолетнего директора. Вместо Дитера Косслика фестиваль возглавил Карло Шатриан, любитель авторского кино.
Смена руководства отразилась и на отборе фильмов к конкурсу.
Как пишет Медуза, раньше программа миксовалась из обязательного коктейля — фильмы про тоталитаризм плюс мигранты, плюс религиозная или расовая рознь, разные формы нетерпимости, плюс неизжитые травмы прошлого. Этот обязательный набор дополняли три-четыре независимые картины из США с участием звезд. Был в программе слот для одного арт-фильма — чего-то из области чистого искусства; обычно жюри отдавало именно ему приз Альфреда Бауэра за инновацию в искусстве.
В этом году приз упразднен. В преддверии Берлинале неожиданно выяснилось, что основатель награды Бауэр был важным функционером Третьего рейха.
Зато теперь основной конкурс практически целиком состоит из инноваций. Здесь «Дни» — новая бессловесная сага с гей-оттенком, сделанная гениальным тайваньцем Цай Минляном. Автор минималистских житейских комедий из Кореи Хон Сан Су привез в Берлин новое признание в любви своей музе (и лауреатке берлинского «Серебряного медведя») Ким Мин Хи — «Женщина, которая сбежала». Впервые в конкурсе с лентой «Облученные» живущий во Франции камбоджиец Рити Панх, снимающий авангардные фильмы-реквиемы о трагическом прошлом своей исторической родины.
Что касается показа украинских фильмов, то в рамках специальных показов Berlinale Special состоялась мировая премьера созданного при поддержке Министерства культуры Украины фильма-антиутопии авторства Олега Сенцова и Ахтема Сейтаблаева «Номера».
Кроме того, оргкомитет Берлинского кинофестиваля отобрал в основную конкурсную программу фильм российского режиссера Ильи Хржановского «Дау. Наташа», одним из производителей которого является украинская компания «Phenomen Ukraine». Большая часть ленты снималась в Харькове. Фильм запрещен к показу в РФ с формулировкой «пропаганда порнографии».
В официальную селекцию попал кинопроект социальной драмы «Блик», который создавался при поддержке Держкино. Режиссером и автором сценария фильма является Валентин Васянович, продюсеры ленты — Владимир Яценко, Валентин Васянович, Ия Мыслицкая, студии Limelite и Arsenal Films.
В Берлине были также показаны украинские фильмы: «Мои мысли тихие» (реж. Антонио Лукич), «Преданная» (реж. Кристина Сиволап), «Захар Беркут» (реж. Ахтем Сеитаблаев и Джон Винн), «Забытые» (реж. Дарья Онищенко), «LET IT SNOW» (реж. Станислав Капралов) и сериал «Тайники» (реж. Ирина Громозда).
О Мариуполе в этом году на Берлинале фильмов не было. Тем не менее, Мариуполь на фестивале все-таки присутствовал. А именно, в украинском павильоне представлено видео мариупольских локаций.
Об этом 0629 рассказала представитель кинокомиссии в Мариуполе Ольга Новикова.
«Информация и контакты украинских кинокомииссий вошли в национальный каталог #UkraineIsYourDestination, среди них есть и Мариуполь.Видео мариупольских локаций были предоставлены для презентации на фестивале Мариупольской кинокомиссией»,- отметила Новикова.
На видеоролике можно увидеть морское побережье, промышленность, городские пейзажи Мариуполя.
В целом, в 2020 году главным акцентом в создании дизайна украинского стенда на кинорынке Берлинале стало продвижение украинского национального контента, многообразие локаций для съемок, мощностей индустрии.
Изюминкой дизайна стало использование технологии дополненной реальности, с помощью которой посетители могут посмотреть видео, отражающие многообразие украинских локаций, фильмов и индустрии. Видеоматериалы демонстрировались с использованием AR технологий.
Мариуполь